Прикамье – уникальный регион. Здесь очень сильно развито волонтерское движение. Недаром со всей России сюда приезжают за опытом. Кто они – эти добровольцы, зачем свободное время тратят на поиски детей, помощь старикам, организацию праздников для тяжелобольных? Мы попытались отыскать тех, кто борется за счастье других, помогает попавшим в беду, видит свою миссию в жизни – заниматься этим бескорыстно, сверх рабочего времени.
Пропал без вести
10 месяцев назад в Краснокамске пропал 7-летний Кирилл Усольцев. О судьбе мальчика до сих пор ничего не известно. На его поиски вместе с представителями правоохранительных органов вышли десятки неравнодушных жителей края. День и ночь на протяжении многих месяцев добровольцы прочесывали леса и болота.
– В любое время, по первому звонку о том, что потерялся человек, особенно ребенок, мы бросаем свои дела и бежим на поиски. На работе приходится подменяться, – рассказывает Марина Бармакова, координатор ПСО «Поиск пропавших детей. Пермь и Пермский край».
За два года с помощью волонтеров удалось найти 35 пропавших детей. К сожалению, четверо из них погибли. Живыми спасли 14 из 20 взрослых.
По словам Галины Семаковой из отряда «Искатель», многие трагедии в нашей жизни происходят от безразличия.
– Как же обидно за погибших людей, которых могли спасти случайные прохожие. Люди видели, как, к примеру, зимой бабушка с отрешенным взглядом шла в одном халате. Старушка болела болезнью Альцгеймера, ночью она замерзла в сугробе. Почему не остановились, не позвонили в скорую, полицию? Не нужно стесняться подойти к незнакомому человеку, если видишь, что с ним что-то не так, что ему нехорошо. Можно просто спросить, как он себя чувствует. Может быть, именно ваше внимание спасет ему жизнь, – говорит волонтер.
Дедморозим!
Этот призыв, наверное, знает каждый житель Прикамья. Благодаря фонду «Дедморозим» удалось собрать десятки миллионов рублей для спасения жизни маленьких пермяков. Исполнились тысячи детских желаний, и не только под бой курантов. Добровольцы каждый год организуют сотни мероприятий помощи детям – от сбора школьных принадлежностей и подгузников до оплаты дорогостоящего лечения.
– Мы хотим объединить усилия максимального числа жителей края, чтобы сделать свой регион лучшим местом для детей в России, – говорит Дмитрий Жебелев, организатор фонда.
Неделю назад усилиями прикамцев Саша Пятунин из детского дома-интерната в пос. Рудничном получил шанс крепко встать на обе ножки. С рождения детский церебральный паралич так загнул одну из стоп мальчика, что он не может уверенно стоять, передвигаться без помощи взрослых. Саша, которому вот-вот исполнится 13 лет, отправился на операцию в Смоленск. Сопровождают сироту директор детского дома Ирина Титова и санитарка Анна Марамзина, которая будет ухаживать за парнишкой вместо мамы.
Как рассказали волонтеры фонда, сам того не зная Саша открыл дорогу к выздоровлению многим ребятам из детских домов. В начале сентября вслед за ним в Смоленск отправятся Игорь и Света из дома-интерната Осы.
Больничная мама
Даже в отпуске день молодой пермячки Татьяны Добрыниной расписан с 8 утра до 22.00. Окончив с основными делами, она бежит в больницу к ребенку. Не своему, не родному – малознакомому. Таня – больничная мама. Она – участница нового благотворительного проекта.
– Каждый малыш нуждается в поддержке, защите. Это обычная функция родителей. А если их нет, то мы берем эти обязанности на себя, пока ребенок находится в больнице, – объясняет девушка. – Деткам хочется, чтобы у них были мамы. Помню, был один мальчонка, он абсолютно всем женщинам говорил «мама». Привычнее, когда ребятки называют нас тетями. А тут дашь ему игрушку – и ты уже «мама».
Волонтеры вместе со своими подопечными ходят на уколы, ингаляции, жалеют маленьких пациентов после процедур. Учат навыкам ухода за собой.
– В больнице сразу же видна разница между детьми, которые изнежены материнской любовью, и теми, кто ее не познал. Сиротки – как маленькие взрослые. С двух-трех лет самостоятельно одеваются. Покорно идут на укол, добровольно ложатся на кушетку. Молча, только стиснув крохотные кулачки, терпят боль, – рассказывает девушка. – Наша задача – развеселить ребяток, сделать их пребывание в больнице приятным. Мы даже как-то день рождения девочки праздновали вдвоем, только я и она. Она никому не говорила, что у нее праздник, и даже соседки по палате не поздравили. А я знала. Вечером пришла к ней в гости с сюрпризом. Подарила ей воздушные шарики и то, чем она увлекалась, – нитки мулине и ножнички в виде журавлика.
После выздоровления больничные мамы навещают ребят в детских домах. Дружба после выписки не заканчивается.
Старость в радость
Брошенными бывают не только дети. Под конец жизни ненужными оказываются и беспомощные больные старики. Семья, чтобы снять с себя обузу, отправляет пожилых родителей в дом престарелых, хороня их, еще живых, в своей памяти.
В казенных стенах геронтологических учреждений в затертых халатах и одинаковых тапках бабулечки и дедулечки безропотно коротают свой век. Смиренно дожидаются конца. Этот уклад жизни полностью перевернули волонтеры благотворительного фонда «Старость в радость». Ребята приезжают к инвалидам, ветеранам и просто пожилым людям с подарками, отличным настроением и открытым сердцем. С радостью выполняют элементарные нужды, решают простые проблемы.
– Мы хотим дать почувствовать этим старичкам, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми. О них заботятся. Мы пытаемся внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни, а главное – донести до других людей, что это проблема, острая и актуальная, на которую нельзя закрывать глаза, – рассказывает волонтер Дмитрий.
Мальчишки и девчонки привозят инвалидные коляски, белье, одеяла. Ищут бабушкам-дедушкам друзей по переписке. Расстроганные вниманием старички не сдерживают слез.
Желание, чтобы у каждого из них был внук или внучка, переросло в целое движение «ВнУчкИ». Неравнодушные пермяки берут под свою опеку несколько старичков, и, как родные, ухаживают за ними. Светлана Васильева, одна из «внучек», пришла в благотворительность случайно. Началось с того, что знакомая попросила передать вещи для оставленного в больнице малыша.
– Уход за пожилыми в домах престарелых не сравнить с детскими приютами. Здесь тяжелее. Когда старички уходят из жизни, очень больно, ведь умирает уже твой близкий человек. Поэтому немногие любят ездить сюда, – признается Света. – Главное для престарелых людей – общение. Им и подарки-то порой не нужны, важно внимание, разговоры. А сейчас у молодежи в моде флешмобы да акции. Но там души нет. По-хорошему в каждом районе края должны быть свои волонтеры.
Все добровольцы, на наш взгляд, очень разные, непохожие друг на друга. У каждого – свои интересы, профессия, личная жизнь. Но объединяет их одно – желание помочь людям, сделать жизнь чуточку добрее.
Комментарии
Елена Дюкова, организатор благотворительного собачьего театра:
– Мы приходим к тяжело больным людям с собаками. Они гладят животных, разговаривают с ними. Это своего рода терапия. Наши четвероногие друзья прошли официальный экзамен, получили международный сертификат канистерапевтов. Они не боятся костылей. Животные обучены, спокойно реагируют на неадекватные действия, крик (что очень важно при общении с детьми). Если их сильно ребенок потянет за ухо, они не будут вести себя агрессивно.
Собаки-терапевты лечат добротой и преданностью, любовью и лаской, игрой и общением. Эти «лекарства» можно принимать в неограниченных количествах при любых болезнях души и тела.
Наши зрители особенные – ребятишки с ДЦП и синдромом Дауна, дети из приютов и детдомов, аутисты, старики из домов престарелых. Конечно, всех их очень жалко. Но если рвать себе сердце, долго не выдержишь. Жалость – непродуктивная эмоция. Нужно что-то делать, стараться чем-то помочь этим людям.
Наталья Малекова, психолог высшей квалификационной категории:
– Как показывает опыт, волонтеры – это молодые люди, энергичные, деятельные. Само движение позволяет реализовать себя, повышает самооценку. Человек ищет свое место в жизни, определяется с профессией. Если говорить откровенно: каждый волонтер извлекает для себя психологическую выгоду. У него постепенно налаживаются контакты с большим количеством людей. Ведь добровольческое объединение – это сообщество, и у человека возникает ощущение сопричастности к большой группе. Появляется уверенность, значимость. Здесь культивируются благородство, бескорыстие, помощь ближнему. И, чтобы стать волонтером, нужна закалка. Если не готов, не нужно идти. Сейчас есть определенная тенденция: когда специалисты на местах не справляются с работой – привлекаются волонтеры. Например, у нас в Перми нет подготовленных педагогов для работы с детьми, которым поставили определенные диагнозы. Тогда помощь добровольца просто необходима.