318

Ценовой постовой. Иван Пасынков – о мародерстве магазинов и санкциях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Прикамье 07/04/2015
Виктор Скопинцев / АиФ

«Все ходят, жалуются, но дальше разговоров дело не идет. Вот и подумал: «ну кто, если не я?» – продолжает Иван.

«Убивать» не стал

В первые рейды по супермаркетам он отправился в конце января, когда с ценами во многих магазинах творилась настоящая свистопляска.

«Признаюсь, первоначальная идея была – загнобить магазины, задирающие цены. Но уже на второй день рейдов она отпала. Решил не «убивать» магазины, а отмечать те, где низкие и адекватные цены, – вспоминает Иван. – Сначала просто снимал на телефон и заносил в таблицу цены на основные продукты – их около сорока в моей потребительской корзине. Брал самые высокие и низкие, выводил среднюю. Также смотрел продуктовую линейку: насколько она широка, нет ли сговора у магазинов, не «сидят» ли они на одном поставщике. И такие случаи были».

Досье
Иван Пасынков. Родился в 1973 г. в Перми. Президент детского спортклуба «Звезда». Руководитель организации собаководов «ДиалОГ». Женат, воспитывает двух дочерей.

Илья Пригожин, «АиФ-Прикамье»: – В рейды ходите один?

Иван Пасынков: – Да. После второго рейда создал группы в социальных сетях. Как и ожидал, люди откликнулись: стали скидывать фотографии с ценниками. Сразу же посыпалось много просьб проверить магазины. Причем обращались не только из Прикамья, но и других регионов – Адыгеи, Москвы, Питера. Приходилось отвечать: «Вы сами в силах исправить ситуацию». Убежден, что общественная гласность может изменить многое. Даже один человек в поле воин. Главное – понимать цель. А она такова: с сетями можно и нужно общаться, а не конфликтовать. В Кунгуре поначалу общественники тоже были настроены на конфронтацию. Но я им объяснил, что лучше советовать магазинам расширять круг поставщиков. Именно по этому пути я и пошел в Перми. Больше поставщиков – выше конкуренция, ниже цены. Плюс у людей появляется выбор. Магазины тоже в выигрыше: за счет низкой цены они увеличивают объемы продаж и серьезно улучшают свой имидж.

Эффект домино

– Не кажется странным, что приходится поучать и давать советы крупным ретейлерам. А сами они до расширения линейки не могли додуматься?

И. П.: – Знаете, у меня создалось впечатление, что они работали по накатанной. И когда увидели, что  люди в Интернете советуют друг другу, где и что можно купить дешевле, стали реагировать. Получился эффект домино: один магазин снизил цены, за ним другой и так далее. Так, у нас с крупной местной сетью получился конструктивный диалог. В свое время у них были одни из самых высоких цен в Перми. Сейчас они снизились до уровня российских дискаунтеров.

– Что еще можете записать в свои достижения?

И.П.: – Возьмем ситуацию с хлебом. Стал замечать, что после наших рейдов в некоторых сетях появилась не только продукция «Покровского хлеба», но и других пекарен. На пике (конец января – начало февраля) средняя цена на буханку белого доходила до 24 руб. Сейчас она на уровне 18-19 руб., то есть практически вернулась к своим прежним позициям. Снизились и стабилизировались цены на многие основные продукты. Вспомните, как многие супермаркеты просто обнаглели и поднимали цены. На окраинах Перми в магазинах гречка стоила дороже 100 руб., сахар – под 70 руб., десяток яиц за 90 руб. продавали. Но народ не дурак, голосует ногами. Магазины, которые завышали цены, сейчас их сильно снижают.

– Но по сравнению с прошлым годом цены все равно на порядок выше.

И.П.: – Согласен, но тому есть объективные причины. Такой пример: прошлой осенью в крае собрали хороший урожай. Но вот беда: у нас недостаточно продумана логистика, не хватает складов.  Хранить негде, поэтому наши сельхозпроизводители сразу же всю плодово-овощную продукцию распродали в разные регионы страны. А по капусте вот какая ситуация: просто не успели собрать ее до первого снега, который выпал очень рано.

Конечно же, сказались санкции и падение рубля. Итог – на ту же рыбу ценник вырос. Хотя эксперты говорят сегодня, и события последних недель подтверждают это, что ситуация стабилизируется. Санкции отомрут скоро, потому что многие страны, которые их ввели, больше вредят себе. Мы-то выстоим. Россию ничто никогда не сломит: будем сидеть на хлебе-воде, но выдюжим.

– Как долго собираетесь ходить в рейды?

И.П.: – Пока не настанет стабильность. Все равно еще нужно отслеживать цены и ситуации, когда с прилавков резко пропадает товар, а потом его выбрасывают по бешеной цене, как это было с гречкой, рисом, сахаром.

Нужны социальные магазины

– Иные горячие головы уже предлагают вводить госрегулирование цен. Как думаете, стоит?

И.П.: – Наверное, стоит. Недавно обсуждали с замминистра краевого Минпромторга такую идею: договориться с каким-нибудь магазином и сделать отдел «Ветеран», как это было в советские годы. А лучше вообще создать сеть для социально незащищенных людей – пенсионеров, одиноких мам, многодетных семей. 

– А как вам инициатива заставить магазины указывать себестоимость на ценнике?

И.П.: – Торговые сети точно на это не пойдут или будут лукавить. Ведь в ценовой политике необходимо четкое регулирование со стороны УФАС и Генпрокуратуры, что мы не всегда видим. Социальные магазины типа «Ветерана», кстати, тоже бы играли на сдерживание цены. Сейчас договорились с Минпромторгом, что в Перми нужно проводить фермерские ярмарки выходного дня. Прикамцы их любят. Но здесь нужно строго контролировать, чтобы под маркой производителя на ярмарки не зашли перекупщики и спекулянты. Заметили, что несколько сетей стали продавать по социальной цене сахар и крупы в мешках на развес – так называемая самофасовка? Так у них сахар сразу же стали скупать мешками, чтобы потом перепродавать в другом месте. И теперь сети вынуждены ограничивать продажу в одни руки до 5 кг.

– Что посоветуете людям, которые в случае любого ажиотажа с ростом цен в панике бегут и скупают продукты?

И.П.: – Просто надо понять: на всю жизнь не закупишься.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах