По её мнению, ребёнок в куклы непременно должен играть. Только не в те, которые смогут навредить детскому сознанию.
Родные образы
– Наверное, вы имеете в виду куклу Барби, хотя почти все девочки очень любят играть с ней?
– Да, о вреде Барби, Братц и подобных им кукол уже не одну диссертацию написали. Это кукла, изображающая дамочку лет 35, в которой нет ни намёка на материнство. Братц же изображают гламурных раскрашенных дерзких девочек-подростков. Сегодня мы называем их потребительскими. Все манипуляции здесь в основном сводятся к переодеванию и приобретению всё новых и новых атрибутов для простой и незамысловатой игры. Сюжет и роли в них бедны и ориентируют ребёнка на определённое ролевое поведение. В подсознании обязательно останется образ красотки с идеальными формами и красивой фигурой. По мнению учёных, девочка, войдя в период «гадкого утёнка», комплексует, играя с такой куклой. А повзрослев, тоже захочет быть такой - вечно юной, стройной и бездетной (чтобы фигуру не портить. - Авт.). Увы, у наших родителей не хватает времени или умения развернуть полезный сюжет в игре. Ребёнок предоставлен сам себе и играет порой по вредному для становления характера сценарию.
– Какой же должна быть кукла?
– Вы помните, какой была ваша первая кукла?
– Конечно. Самую первую куклу Пелагею сшила мне бабушка, Татьяна Александровна. К сожалению, она у меня не сохранилась. И сейчас я решила сделать её заново. С большим трудом достала фильдеперсовые (фильдеперс - тончайший шелковистый хлопок. - Авт.) чулочки и из них сделала куклу, как ту, из детства. Обычный чулок тогда набивали травой, перетягивали в трёх местах, химическим карандашом рисовали лицо - получалась кукла-столбушка.
– Вы пытаетесь приобщать детей к своим корнями. Ведь оторванность от них ведёт к тому, что люди легко покидают родину, а их дети зачастую уже не знают русский язык. А ведь именно через язык, данный ему с рождения, человек ощущает свою национальность, свою культуру.
– Иваны, не помнящие родства, были и раньше. Сегодня это проблема глобализации, породившая новое поколение людей-космополитов. Исстари в нашем обществе бытовало мнение, что человек подобен дереву. Если дерево лишится корней, оно погибнет. Так и человек без своих родовых норм и правил не выживает.
Магия оберегов
– С куклой связано много загадок и суеверий.
– Да, это так. Но сегодня меня больше волнует другая сторона куклы - психотерапевтическая. Известны случаи, когда куклы у детей вылечивали заикание, энурез, детские страхи и т. п. По сути, это работа с бессознательным человека. Кукла уводит к родовым проблемам, вытаскивает причины многих неудач, через неё осознаются причины этих проблем. Она как средство общения с самим собой. Изготовление куклы - это уже расслабление, релаксация. По сути, ты снова становишься маленькой девочкой, к которой мир очень приветлив и добр. Это сродни состоянию, когда ты смотришь на своё фото, где ты маленькая.
Куколка для итальянца
– А как пришла идея создать музей? И как рождаются коллекции?
– Это было в 2005 г. Мне не хватало денег, чтобы заплатить за место на выставке с коллекцией фарфоровых кукол в костюмах народов Прикамья. И вдруг меня попросили сделать для итальянца, приехавшего в наш город, какую-нибудь нестандартную куклу. Сделала куклу в костюме Новгородской губернии. Но гость увидел куклу из коллекции «Прикамский хоровод» в татарском наряде и попросил её, предложив как раз необходимую мне сумму денег. Я согласилась. Только пришлось за ночь сшить такой же наряд для другой куклы. Так родился мой музей куклы.
Коллекция «Толстушки», к примеру, появилась, так как я очень люблю балет. В детстве мечтала стать балериной, но не получилось. А пуанты настоящие я всё-таки приобрела. Посмотрев выступление «Балета толстых», была восхищена тем, какая у них пластика и как они двигаются. И я начала шить коллекцию «Толстушки». Кстати, эти куклы-балерины нравятся многим и пользуются большим успехом на выставках.
– Участницам «Балета толстых» их вес помог найти себя в искусстве. А другим как жить с лишним весом?
– Считаю, что нужно принимать себя таким, какой ты есть - нельзя отрицать себя. В любом весе, возрасте можно быть обаятельным. Главное ведь внутренняя составляющая. Что толку, если ты красивая, стройная, но мраморно-холодная красотка? Кого ты этим согреешь? Важно, чтобы в женщине были теплота и душевность. Как и в настоящей народной кукле.