Примерное время чтения: 9 минут
141

Поколение «П». Дмитрий Поносов о жупеле ЕГЭ, прагматизме и косноязычии

Кто введет детей и подростков в мир общения, обсуждения и серьезных тем и вечных ценностей? Школа.
Кто введет детей и подростков в мир общения, обсуждения и серьезных тем и вечных ценностей? Школа. / Станислав Ломакин / АиФ

Нужны особенные школы

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: – Дмитрий Павлович, в чем же главная нестандартность нового стандарта?

Дмитрий Поносов: - Он четко прописывает рамки, но как и что вы будете организовывать внутри них, определяет директор. Так, школа должна воспитать гражданина, который обладает структурным критическим мышлением, умеет коммуницировать и организовать взаимодействие в команде. Но как вы будете это делать и чему учить — придумайте сами. 

Своя образовательная программа – это же здорово, хотя и сложно! Когда я был на стажировке в Швеции, меня поразило, что у них каждая школа в чем-то уникальна. Например, есть школа спасателей, где на уроке обществознания делают упор на изучение человека в экстремальной ситуации. На практике детей обучают психологии работы и общения с человеком, попавшим в такую ситуацию. А на физкультуре они бегают, как пожарные, забираются на третий этаж, чтобы спасти человека. 

Сегодня наш стандарт такой же. Каждое учебное заведение должно стать особенным – киношкола, школа спасателей, техношкола… Почему бы не создать школу журналистики? И вот здесь директор должен продумать стратегию. 

Мы пока не до конца понимаем, что роль школы сильно изменилась. Она сегодня должна ориентироваться на местное сообщество, готовить кадры, которые потом будут нужны конкретно этому микрорайону: для Вышки-2 — одно, для Балатово – другое. Как создать условия для этого района, как работать на его интересы, как стать его центром культуры – вот главные вопросы и вызовы для школы сегодня. 

Сегодня школа и местное сообщество должны стать прагматиками и сделать все для того, чтобы после школы ученики оставались здесь в Перми, микрорайоне или возвращались сюда после вуза. Тогда всем станет комфортнее жить и работать. 

Досье
Дмитрий Поносов родился в Перми в 1978 г . Окончил исторический факультет ПГГПУ. В 2009 г. вошел в число 15 лучших педагогов на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Женат, двое детей.

Фабрика подготовки к ЕГЭ

- К сожалению, нередко школа сегодня остается комбинатом по подготовке к ЕГЭ, – продолжает Дмитрий Поносов. – Само по себе это изобретение правильное, хотя воспринимается часто как жупел. ЕГЭ позволяет сохранять единое образовательное пространство. Но оно только отражает те умения и знания, которые наработал ученик за определенное время. 

Плохо, когда дети приходят на урок только с целью, чтобы потом хорошо сдать экзамены. Раньше в 14 лет уже женились или замуж выходили. А сегодня 17-18-летние выпускники школы часто четыре года тратят просто зря. Потому что в самые важные годы самоопределения человек все силы бросил на подготовку к ЕГЭ. Это беда.

В советской системе пионерии и комсомола было очень здравое зерно: человек думал о пользе, профессионально самоопределялся. Отвечал на вопросы: «А зачем я? Где я могу принести пользу?». Сейчас этого почти нет.

Другая проблема: у нас же практически 100% выпускников школы пытаются поступить в вуз. Часто, совершенно бездумно, лишь бы поступить и получить хоть какое-нибудь высшее образование. Ради чего – не знают. На Западе иначе. Там нередко сначала пробуют себя в разных делах и профессиональных сферах. Для них поступить в вуз в 24 года – совершенно нормально. У нас же считается, что поздновато. Там человек сначала пробует, где я буду полезен. Скажу даже более прагматично: человек на Западе ищет, где он сможет зарабатывать деньги, что ему по душе. И потом уже начинает учиться. 

Подготовиться к ЕГЭ можно вне школы: с помощью репетиторов, Интернета. Но вне ее нельзя сделать одного: детям негде говорить о серьезных вопросах. Кто их в этот мир общения, обсуждения серьезных тем и вечных ценностей введет? Школа. Я в этом убежден.

Когда готовил ребят к ЕГЭ по обществознанию, я приходил и задавал им вопрос: «Кем ты хочешь быть, в какой вуз поступать?». Если он собирался поступать на юридический, то я ему подкидывал больше вопросов, связанных с юридическим темой. А еще спрашивал: «А ты хотя бы одно заявление написал? Ты с 14 лет имеешь такое право». Некоторые мне отвечали: «Пока нет». Я им говорил: «Уже нет!». 

Леность мысли

- Чем современные школьники отличаются от своих предшественников?

Д. П.: – Они прагматичнее. Не скажу, что самостоятельнее, но 60-70% нынешних школьников летом работают. В 90-е гг., несмотря на тяжелые времена, в каникулы немногие подростки подрабатывали. Разумеется, современные дети общаются по-другому. Мы – поколение 90-х – росли на улице, да и пионерия оказывала на нас влияние. За счастье было выбраться в поход, после школы побежать на хоккейную коробку. Во дворе была тусовка, драки район на район. А сейчас этого нет. Почти все дети сидят в Сети. И они более сегментированы по интересам и группам, гораздо четче видят и различают друг друга. И тут школа как раз должна объединять, показывать им, что мы все-таки едины.

Современные школьники гораздо лучше знают свои права. При этом раньше дети больше хотели свободы, готовы были драться за нее. А сейчас подростки, зная свои права, отстаивать их не умеют, чаще молчат. А если не молчат, то качают именно свои права. Они индивидуалисты. Но когда работают в команде и понимают, что это им полезно, то могут сворачивать горы. 

- Многие костерят ЕГЭ за то, что наши школьники не умеют четко формулировать и хорошо устно выражать свои мысли.

Д. П.: – Нет, не ЕГЭ здесь корень зла. Мне кажется, эта проблема гораздо глубже. Мы не можем формулировать свои мысли, потому что в этом нет надобности. Зачем это делать, когда кто-то это делает за тебя?! В косноязычии тогда надо винить Интернет. Нас раньше сама жизнь заставляла формулировать свои мысли. А сейчас зашел в поисковик, «скачал» мысль, потом повторил или «скопировал – вставил». Другая проблема – нет внутреннего уважения, что это моя мысль. Но его и раньше не было. Зачем ты пришел учиться в школу, чему ты научился сегодня на уроках? Эти вопросы редко задают в школе. Мало школ строятся на таком системном подходе, когда у ученика постоянно идет внутренная рефлексия: «А зачем я хожу в школу? Какую мне конкретно это приносит пользу? А какую я приношу пользу школе, одноклассникам?». Вот что самое важное!

ЕГЭ не разваливает, а отражает действительность. Вы думаете, раньше все на устных экзаменах хорошо высказывались и блестяще формулировали мысли? Только тогда выпускник что-то жевал во рту перед условной Мариванной, которая по доброте своей ставила ему тройку, лишь бы он ушел. А сейчас сидит десять таких мариванн, которые, проверяя ЕГЭ, плачут и смеются над сочинениями.

Если важность мысли, правильность ее высказывания для человека и общества лично возрастет, то и говорить будем правильнее – жизнь заставит. ЕГЭ тогда как правильная линейка покажет, что уровень коммуникативных навыков возрастает.

Алло, мы ищем учителя

- Говоря о кадровых проблемах школы, многие сетуют, что подготовка учителей не успевает за школой. И есть определенный стереотип, что учителя мало зарабатывают, поэтому их не заманишь в школу.

Д. П.: – Вы правильно сказали – это стереотип.

 – Вы его можете развенчать?

Д. П.: – Сегодня средняя зарплата учителей вполне сопоставима с зарплатой по региону. 

 – И даже у молодого начинающего педагога?

Д.П.: – Есть поддержка молодых педагогов в 50 тысяч рублей. Когда я был учителем, только в школе не работал: преподавал в родном университете, вел тренинги. И время на это было. Все это помогало профессионально расти. 

Молодой учитель, если грамотно организовал работу в школе, нашел дополнительную нагрузку, ведет какие-то проекты и кружки,  может получать 25-28 тысяч рублей. Например, ты не просто учитель информатики, а еще работаешь сисадмином. 

Еще один важный момент: это миф, что современные люди хотят только зарабатывать деньги. На днях разговаривал с молодым человеком, работает в Мвидео. Хочет работать психологом в нашей гимназии. «Но ведь у тебя зарплата будет меньше, чем в Мвидео?»,  – говорю ему.  «Я это отлично понимаю. Но я хочу заняться нормальной исследовательской деятельностью, готов организовать психологическое сопровождение ваших проектов в школе. Чтобы потом на этой основе написать исследовательскую работу». 

В прошлом году на конкурсе «Алло, мы ищем учителя» был парень, который заканчивал мехмат. На защите эссе «Мое педагогическое кредо» я его спрашиваю: «Зачем ты идешь в школу?». В ответ услышал: «Я четко осознаю, что главное – кадры. Мы пишем программы, но очень часто те ребята, которые приходят в вуз, с этим не справляются. Потому что если в школе он не создавал программы, в хорошем смысле не был повернутым на программировании, у него не сформировалась ментальность программиста, то в вузе бывает сложно это наверстать. А если я начну готовить ребят со школы, то есть шанс, что через семь лет выращу победителей мировой олимпиады по программированию». 

Надеюсь, что таких людей, которые видят в школе возможность служения детям и выстраивания их профессиональной карьеры, будет становиться больше. Молодые педагогические кадры в школе будут востребованы. Стереотип учителя как забитого человека начинает уходить. Очень многие учителя сегодня становятся успешными людьми.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах