(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
215

Помнить цену Победы. Фотохудожник из Перми создаёт портреты фронтовиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Прикамье 23/04/2025
Лейла Туркина с внуком Артёмом
Лейла Туркина с внуком Артёмом / Лейла Туркина / Из личного архивa

Как живут ветераны Великой Отечественной войны? О чём они тревожатся? Чему радуются? Куда устремлены их мысли? Ответы на эти вопросы все годы работы над портретами фронтовиков пыталась найти Лейла Туркина – известный фотохудожник. Необычная экспозиция «Славься, солдат Победы!», где можно заглянуть в глаза защитников Отечества, открылась в библиотеке им. А. М. Горького в Перми. Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».

В далёкий путь

Ирина Вервильская: Кем вы мечтали стать в юности? Вы уже тогда интересовались фотографией?

Лейла Туркина: Я родом с Северного Урала, но все школьные годы прошли в Фергане – это такой небольшой городок в Узбекистане. После школы, в 17 лет, я решила поступить на механико-математический факультет ПГУ (сейчас ПГНИУ. – Авт.). Дело в том, что мой старший брат (мы с ним погодки) после школы пошёл в вуз Ферганы, где с него попросили очень большую взятку. В те годы там это процветало. Я же была уверена, что со своими отличными отметками смогу поступить в вуз в России без каких-либо денежных доплат. Родители не очень хотели отпускать меня одну в такую даль. Но я настаивала и смогла убедить их.

На открытии выставки «Славься, солдат Победы!» Фото: Из личного архивa

– Вы отправились в Пермь совсем одна?

– Я поехала с двумя одноклассницами. Одна подруга поступила на медика, вторая – на лингвиста. Однако мы продолжали дружить. На механико-математическом факультете я нашла коренного пермяка (будущего супруга), с которым мы распределились в НПО им. Кирова, где трудились 17 лет – до самой перестройки. Мы были горды, что занимаемся очень серьёзными вещами. Но о нашей работе тогда нельзя было говорить вслух. Скажу лишь, что мы были программистами и делали очень объёмные и сложные расчёты. Ведь компьютеры в те времена были совсем другие и занимали половину спортзала. На этом предприятии я доросла до должности ведущего специалиста по направлению.

– Почему решили уйти?

– В годы перестройки на оборонном предприятии начались известные трудности. На семейном совете решили, что мы с дочкой останемся в Перми, а муж поедет на учёбу в Москву. Я нашла подработку – стала преподавать на экономическом факультете ПГУ, затем ушла с завода. Как раз после перестройки появилось множество новых для того времени специальностей. Хотелось всё узнать и попробовать. Я сдала экзамены, получила дипломы аудитора и профессионального бухгалтера. Такие специалисты тогда были нарасхват. Меня стали привлекать к аудиторским проверкам на предприятиях Перми и области. И практически в каждой организации меня просили остаться. После одной из таких проверок мне предложили должность главного бухгалтера Пермской товарной биржи, преобразованной позднее в Пермскую финансово-производственную группу. Я согласилась. Мы ездили в длительные командировки, чтобы навести порядок на том или ином предприятии, входящем в эту группу. Ведь нередко во главе компаний в то время оказывались люди, которые были далеки от профессиональных финансовых вопросов, не знали, к примеру, что такое профицит и дефицит. Я работала на Крайнем Севере, в Республике Коми, НарьянМаре.

Лейла и Владимир Туркины.
Лейла и Владимир Туркины. Фото: Из личного архивa

– Как вышло, что математик, аудитор и бухгалтер увлёкся фотографией?

– Это произошло уже в зрелом возрасте. Я начала снимать для души, а потом почувствовала, что не хватает знаний, и решила пойти в школу-академию фотоискусства. Накопленный к тому времени жизненный опыт позволял идти по ступеням обучения более быстрыми шагами. Знакомство с комиссаром Международной федерации фотографического искусства (FIAP) в РФ – Сергеем Майоровым – внесло определённые коррективы в мою фотографическую деятельность. От него я узнавала, куда можно отправлять свои работы на международные конкурсы. Он рассказывал, что для этого нужно. Мне было интересно участвовать в международных выставках, поскольку работы эксперты получали без указания имени автора и других регалий. Оценивая снимки, они не знали, насколько он именит. После этого участникам высылали каталоги, где было написано, у кого какой балл, какие недостатки и достоинства. В год я участвовала в восьми-девяти выставках FIAP в разных странах. А в России за то же время проводили от силы две. Сегодня в моём «выставочном багаже» более 170 региональных, всероссийских и международных фотовыставок в 44 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Семь моих работ находятся в составе коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Десять хранятся в коллекции Международной федерации фотоискусства в Париже.

Морозов Владимир Прокопьевич.
Морозов Владимир Прокопьевич. Фото: Из личного архивa

– В каком жанре вам нравится работать больше всего?

– Я снимаю в разных жанрах, однако «душу греет», безусловно, портрет. И если удаётся показать на снимке характер человека, считаю это своей удачей. Мне доставляет истинное наслаждение, когда статика, запечатлённая на снимке, может рассказать целую историю. Не люблю, когда нужно рассказывать о фотографии: если о ней надо говорить, значит, что-то не доработала. На одном из самых первых портретов – мой муж Владимир. Всё случилось очень спонтанно. Однажды, когда мы были дома, я вдруг поняла, что в гостиной замечательный свет, он меня просто очаровал. Я говорю мужу: «Срочно надевай парадный костюм, белую рубашку, галстук! Быстрее-быстрее-быстрее!» Он меня спрашивает: «Мы в театр собираемся?» А я отвечаю: «Я тебе потом всё объясню!» У меня была чёрная бархатка. Я натянула её как фон, усадила мужа и начала снимать. Эту работу я выставила на своей первой персональной выставке, которая назвалась «Портрет». Там были также фото фронтовиков, детей, врачей и т. д.

Славься, солдат

– Как и когда началась работа над выставкой «Славься, солдат Победы!», которая открылась в библиотеке им. Горького? Эта экспозиция не совсем обычная.

– Библиотека им. Горького – очень благодатное для выставок место. Там бывает много посетителей. Я прошла почти по всем выставочным площадкам библиотеки. Тросовая экспозиционная система, которая находится на лестничных пролётах, мне показалась очень привлекательной, потому что там работы видят все, кто поднимается по ступеням. Портретами фронтовиков я занимаюсь очень давно, уже лет двадцать. Много работ я сделала, когда готовила выставку к 70-летию Великой Победы. На ней к каждому портрету была приложена короткая информация о герое: год рождения, где был до войны, как попал на фронт, в каких войсках служил, где встретил День Победы, когда демобилизовался и т. д. Сегодня многих из этих людей нет среди нас. Но я умышленно не пишу в информации о дате их ухода. Для меня все они живы. Пока мы о них помним, они живут в нашем сердце.

"Боевая подруга". Фото: Из личного архивa

– Были какие-то курьёзные случаи?

– Не курьёзные, но любопытные. Однажды Юрий Николаевич Лапшин, художественный руководитель Пермской арт-резиденции, предложил сделать к 9 Мая выставку, где были бы представлены и живописные портреты, и фотографии ветеранов. Во время подготовки я узнала о 99-летнем фронтовике Дмитрии Климентьевиче Ваганове, который жил под Пермью – в рабочем пос. Оверята. Звоню его внучке, чтобы договориться о съёмке. А он услышал нашу беседу, забрал у неё трубку. Говорит: «А что это вы с внучкой-то договариваетесь? Надо-то со мной!» Когда я приехала, Дмитрий Климентьевич по старому обычаю предложил мне чай с добротными бутербродами с маслом и колбасой. Если бы я сама не видела этого человека, то не поверила бы, что он такой энергичный в этом возрасте. На следующий год Дмитрий Климентьевич пригласил меня на празднование своего 100-летия. Я приехала и, увидев на столе ещё горячие пироги, поинтересовалась, откуда они. Оказалось, Дмитрий Климентьевич сел в свои старенькие «Жигули» и сам съездил за выпечкой в пекарню. Вот такие наши фронтовики.

Рассказывать без устали о правде

– Когда рассматриваешь ваши работы, завораживают глаза ветеранов. Кажется, что по ним можно понять, какой перед тобой человек.

– Приступая к съёмке ветеранов, нельзя сразу хвататься за фотокамеру. Очень важно сначала поговорить с ними, расположить к себе, позволить людям раскрыться. Уже позднее, во время съёмки, я всегда прошу героев подумать о чёмто важном, памятном. Всё это отражается в их глазах и остаётся на снимке.

– К сожалению, сейчас не все понимают, зачем нужно делать выставки о фронтовиках.

– Каждый человек, которого я снимала, уникален и интересен теми или иными моментами. И, главное, я очень не хочу, чтобы по прошествии лет мы, потомки этих героев, не забыли, как и какой ценой была добыта та драгоценная Победа. Это одна из моих целей. Очень боюсь, что всё забудется и люди будут думать, что войну выиграл не русский народ, а, к примеру, американцы. Это страшно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах