(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
204

С планшетом или куклой? Чем должны играть дети и как найти к ним подход

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 01/11/2023
Без гаджетов сегодня сложно представить жизнь как взрослых, так и детей.
Без гаджетов сегодня сложно представить жизнь как взрослых, так и детей. ru.freepik.com

Раньше дети были другими. Наверное, каждый из нас хоть раз слышал эту фразу. Но действительно ли это так? Какие они – современные дошкольники? На что родителям стоит обратить внимание при воспитании?

На эти и другие вопросы постаралась найти ответ педагог-психолог Ксения Кирякова.

Цифровой ребёнок

«Неслучайно Тургенев написал «Отцы и дети», ведь каждое поколение – оно всегда другое, – считает Ксения Кирякова. – В моём детстве мы с ребятами играли в казаков-разбойников, показывали концерты на веранде для бабушек, проводили всё свободное время в общении с другими ребятами. Сейчас у детей это общение перешло в интернет».

Действительно, без различных гаджетов сегодня сложно представить жизнь как взрослых, так и детей. Всемирная паутина открыла массу возможностей для тех и других. Но пользоваться этими возможностями нужно, что называется, с умом. Для малышей в планшетах есть игры, которые могут помочь выучить цвета, развить память или логику. И это здорово. Но если общение с планшетом становится преобладающей деятельностью ребёнка – это звонок, что нужно что-то менять. Основной должна быть сюжетно-ролевая игра, когда ребёнок берёт на себя роль мамы, папы, повара, продавца, полицейского, пожарного и т.д. Тем самым он развивает многие навыки, которые будут ему необходимы во взрослой жизни.

Если общение с планшетом становится преобладающей деятельностью ребёнка – это звонок, что нужно что-то менять.

«Гаджеты могут негативно влиять на психику ребёнка. Например, когда малыш сидит в коляске, ему важно наблюдать за окружающим миром, знакомиться с ним. Ребёнок до двух-трёх лет познаёт мир через общение с реальными предметами. В этот момент не стоит давать ему телефон, в котором просто меняется картинка. Он верит в то, что видит, и может начать терять связь с реальностью, – обращает внимание педагог-психолог. – Ещё у многих детей сейчас проблемы с речью. А почему? Просто потому, что с ними никто не говорит. Мамы и папы сидят в телефонах, дают планшеты детям, чтобы те их не беспокоили. Поэтому пассивная речь плохо формируется. А она важна для того, чтобы ребёнок заговорил».

Дети – отражение семьи

С какими ещё проблемами сталкиваются современные родители? По словам Ксении Киряковой, для детей разных возрастов актуальны свои проблемы. Например, родители детей раннего возраста сталкиваются с трудностями в адаптации ребёнка, родители детей постарше – с кризисом трёх лет, родителей детей старшей группы детсадов беспокоит подготовка к школе.

Ещё к специалистам нередко обращаются родители детей, которые имеют проблемы в общении: замкнутость или агрессивность.

«Я заметила, что часто агрессию проявляют дети, которых с раннего детства учили давать сдачу. Родители иногда упускают момент, что сначала нужно попробовать поговорить и решить проблему мирным путём. А дети понимают буквально – мама разрешила, нужно сразу дать сдачу, – приводит пример психолог. – Здесь важно понимать, что ребёнок – это отражение семьи, тех ценностей, которые транслируют родители». 

Часто агрессию проявляют дети, которых с раннего детства учили давать сдачу.

Актуальный вопрос, который волнует родителей детей всех возрастов: что делать, если ребёнок не слушает. В поисках ответа родители могут прибегнуть к советам знакомых или к помощи того же интернета. Но в вопросах воспитания нет единой точки зрения. Даже обращаясь к психологам, можно столкнуться с противоречивыми советами. Одни говорят, что наказывать детей вообще нельзя, другие – что наказывать нужно, чтобы не допустить вседозволенности.

Помочь родителям наладить общение с детьми может литература.
Помочь родителям наладить общение с детьми может литература. Фото: ru.freepik.com

«Помогают форумы, на которых родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, дают советы. Они могут оказаться эффективными, – комментирует Ксения Кирякова. – Но, на мой взгляд, лучше обратиться не к таким случайным советам, а к литературе, к книгам. Есть очень интересная книга российского психолога Юлии Гиппенрейтор «Общаться с Ребёнком. Как?» Также мне нравится книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Там очень конкретно написано, как ребёнок реагирует на одни слова и как на другие».

Родительский чемоданчик

Но не всегда книги способны помочь. Если попытки найти общий язык с ребёнком одна за другой заканчиваются неудачей, то стоит задуматься о походе к психологу.

«Условно говоря, у родителей должен быть чемоданчик с инструментами для взаимодействия с ребёнком. Если попробовали один инструмент, другой, а они не работают, то следует обратиться к психологу. Может, чтобы «забить гвоздь» они взяли «пилу». Специалист поможет разобраться, подскажет, какой инструмент лучше использовать или поделится новым. Понятно, что в «чемоданчике» специалиста этих инструментов просто больше, – объясняет Ксения Кирякова. – Например, если взять кризис трёх лет, то есть определённые техники общения с детьми в этот период. Иногда ребёнку полезно сказать наоборот: «Ни за что на свете не надевай шапку». А почему? Дело в том, что в этот период ребёнок «отделяется» от мамы и всеми возможными способами пытается проявить своё «я», например, делая всё наперекор. Ему, может, и хочется надеть шапку, но он специально не сделает этого, потому что так сказала мама. А когда мама скажет «ни за что на свете», то ребёнок, конечно, почувствует, что здесь что-то не так, но всё равно с большой вероятностью сделает наоборот»

У родителей должен быть чемоданчик с инструментами для взаимодействия с ребёнком.

По словам Ксении Киряковой, иногда родители не обращаются к психологам, путая их с психиатрами. Но обращение к психологу – это нормальная практика, которая позволит повысить своё родительское мастерство. 

Чаты – зло?

Ещё одна из злободневных проблем молодых родителей существует не в плоскости общения с детьми, а в отношении с другими родителями. В цифровой век общение между ними по большей части ушло в чаты. С одной стороны, они позволяют сэкономить время педагога – он может оперативно донести информацию до большого числа людей, обсудить с ними насущные вопросы. С другой стороны, чаты – источник стресса для родителей, ведь, будем честны, нередко там возникают споры. Почему так?

«Согласитесь, не всегда с помощью текста можно донести то, о чём думаешь. Даже при слове «собачка» у одного человека в голове возникнет образ животного – собаки, у другого – язычок для бегунка на молнии курточки, у третьего – знак электронной почты. То есть одну и ту же информацию разные люди интерпретируют по-своему. И такое недопонимание может стать причиной конфликта», – говорит Ксения Кирякова.

Конечно, разное восприятие информации, разный понятийный аппарат – не единственная причина конфликтов в родительских чатах. Тем не менее, попробовать избежать лишних стрессов можно. Для этого психолог советует установить правила в чатах.

Один из вариантов обезопасить себя в мессенджерах – это создать правила общения в беседах.

«Один из вариантов обезопасить себя в мессенджерах – это создать правила общения в беседах, обозначить, что приемлемо в конкретном чате, а что нет (например, сообщить, что нецензурную лексику использовать нельзя и т.д.). Тогда люди будут понимать, как себя вести. Но опять же у всех родителей свой опыт и восприятие мира, поэтому точки зрения на один и тот же вопрос могут отличаться. Это нормально. Но если их взаимодействие начнёт перерастать в конфликт, то создателю чата следует напомнить, с какой целью была создана беседа, а также обратить внимание на правила группы. Если родители не согласны их соблюдать, то они могут пообщаться в личных сообщениях».

Но что делать, если самостоятельно решить спорную ситуацию, возникшую между родителями, не удаётся? Здесь должен подключиться третий. Обычно – это педагог, который и создал чат.

«Как вариант, педагог может пригласить родителей на диалог. Ведь, возможно, кому-то проще донести информацию в личной беседе, ответить на уточняющие вопросы, чем уложить мысли в сообщения. Чаще всего в диалоге рождается истина», – говорит Ксения Кирякова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах