Примерное время чтения: 9 минут
2921

Школа для необычных детей. Где можно получить образование детям-инвалидам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Прикамье 03/11/2015
Юлия Шатохина / АиФ

То, что обычные школьники делают неохотно, для таких ребят - просто мечта. Они хотят учиться в обычной школе. Как все.
Несколько лет назад в Прикамье стали появляться инклюзивные учебные заведения, где вместе учатся и здоровые дети, и дети с определёнными особенностями. Общество стало отворять двери для инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Правда, медленно. И не очень охотно. Почему? 

Запереть дома?

Внучке Татьяны ЧЕРЕМНЫХ 12 лет. Алиса любит петь, писать волшебные сказки и мастерить поделки. Она учится в обычной школе и с удовольствием общается с одноклассниками. Только даётся ей всё это сложнее, чем обычным детям. Девочка не может ходить, она передвигается на коляске. 
- Мы всегда старались сделать так, чтобы Алиса, несмотря на болезнь, посещала детский сад и школу. Ей, как и любому ребёнку, очень важно общение с другими детьми. Когда Алиса окончила начальную школу, её состояние ухудшилось, и она села в коляску. Нам пришлось перевести её на домашнее обучение, так как в той школе не было условий, - рассказывает Татьяна Черемных. - Целый год она провела дома. Девочка стала замкнутой, грустной, у неё началась депрессия. Мы стали всерьёз опасаться за её душевное состояние. Я знаю, что многие педагоги говорят, что для таких детей нужно дистанционное образование - мол, удобнее учиться дома. Думаю, что у них просто нет особенных детей и они не знают, что происходит с ребёнком, запертым в четырёх стенах. К тому же полноценным образованием это не назовёшь. Да, к Алисе приходили учителя, но не каждый день. Так что школьную программу за прошлый год она не освоила.

В пермской школе № 114, которую с этого учебного года посещает Алиса, есть условия для инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Они учатся на всех ступенях образования: с 1-го по 11-й классы. Среди них есть ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата, проблемами со слухом и зрением, задержкой психического развития. 

Со взрослыми трудно

- Все наши ученики, независимо от состояния здоровья, прекрасно ладят, проблем в общении у них нет. Вот кого до сих пор приходится приучать к тому, что в школе находятся необычные ученики, так это взрослых, - говорит Валентина ФЕДОТОВА, директор школы № 114. - Проще всего оказалось объяснить такое соседство родителям здоровых детей. Когда у нас возникла идея после проведения капремонта сделать школу инклюзивной, мы спросили, согласны ли они. «Нет» ответил только один человек. Правда, уже после открытия, когда нездоровые дети появились в школе, одна мама пришла ко мне с претензиями. Но я напомнила ей, что она сама дала согласие. Но это редкий случай. Труднее с учителями. С ними работает хороший психолог, но я всё же до сих пор не могу сказать, что абсолютно все педагоги готовы принять таких детей. И их можно понять: ребята особенные, требуют от них много внимания и сил. 

Тем не менее в школе есть специалисты, подготовленные для работы с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. И их обучение продолжается постоянно. Классы оборудованы по последнему слову техники: слова учителя могут понять даже слабослышащие дети. В школе есть пандусы, подъёмники, специальные поручни в туалетах. Конечно, многое ещё предстоит сделать. 

К сожалению, таких современных учебных заведений пока немного. Средства по программе «Школа равных возможностей» на сегодняшний день получили 9 образовательных учреждений края. Три из них - в Перми, остальные - в Березниках, Кунгуре, Краснокамске, Чернушинском районе (с. Калиновское). Программы и методики для обучения особых детей есть более чем в 150 школах Прикамья. 

Перестройка сознания

Инклюзивное образование в России - сравнительно новое явление, к которому многим ещё предстоит привыкнуть. Сейчас совместное обучение прописано в новом образовательном стандарте. На 2016 г. в стране запланировано множество проектов, связанных с подготовкой кадров для таких школ, разработкой учебников, обеспечением доступной среды. 

Анна ГОРНОВА, зам. директора пермского Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, говорит, что доступная среда - это не только и не столько пандусы. 

- На самом деле это готовность общества принимать особенных детей. Для этого многим нужно перестроить своё сознание, чтобы относиться к таким ребятам спокойно, как к обычным мальчикам и девочкам, - уверена Анна Горнова. 

С января 2016 г. в расписании школ Пермского края появятся уроки толерантности к инвалидам. Подобную просветительскую работу, возможно, стоит проводить и со взрослыми, которые не хотят видеть нездоровых ребят рядом со своими детьми. В стране известны вопиющие случаи нетерпимости. Например, родители учеников одной московской школы отказались платить за школьный альбом, куда попали фотографии девочки с синдромом Дауна. Учебное заведение это, по злой иронии, инклюзивное. 

- Будущее - за совместным обучением, - уверена бабушка Алисы. - Специально для таких детей в реальной жизни никто тепличных условий не создаст, поэтому важно готовить их к жизни в обществе. К тому же находиться в изоляции психологически очень трудно. Как только моя внучка пошла в школу, у неё сразу изменилось настроение. Она повеселела, у неё появился интерес к жизни. Это для меня является главным доказательством важности инклюзивного образования. 

Учиться могут все

Анастасия ГИЛЁВА, президент общественной организации «Счастье жить»:

- По закону все дети обязаны учиться. Не дай бог, вы не приведёте своего ребёнка в школу. В этом случае у вас будут проблемы. А вот в отношении детей-инвалидов такого обязательного требования нет. Если родитель не знает, что такое ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия. - Авт.), то его больной ребёнок будет сидеть дома, и никто его не заметит. Мне известен случай, когда особый ребёнок начал ходить в школу в 12 лет. Родители думали, что он необучаемый. Могу сказать, что необучаемых детей очень мало. Это только те, кто находятся в вегетативном состоянии и нуждаются в паллиативной помощи. 

Оставлять на домашнем обучении детей нельзя. Они замыкаются в себе, у них появляются суицидальные наклонности, страх перед обществом. Учителя приходят на дом раз-два в неделю, нагрузки никакой нет. Школа говорит, что нет специалистов. Однако повышенное финансирование для таких детей предусмотрено, так что, думаю, учебное заведение может решить этот вопрос. Да, бывают случаи, когда учиться полный день в школе ребёнок не может. В таком случае он может посещать простые для него занятия, а дома осваивать оставшуюся часть предметов, особенно для него сложных. 

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, очень важна и ответственность самих родителей. Нужно понимать, что если они привели своего ребёнка в инклюзивную школу или группу в детском саду, они должны плотно работать с психологом, логопедом, дефектологом. Помогать и своему ребёнку, и педагогам. 

Решать родителям

Наталья ЛЕСТОВА, консультант отдела общего образования управления общего образования и воспитания детей Минобрнауки Пермского края:

- Для того чтобы люди приняли тех, кто на них не похож, нужно сформировать инклюзивную культуру. Это не дело одного дня. А вот когда дети изначально растут вместе, их толерантности учить не надо. 

Условия для совместного обучения в регионе есть. Другое дело, что край у нас большой, и пока не везде это доступно. В Перми возможностей, конечно больше. Получить информацию можно в органах управления образованием своей территории. Там подскажут, есть ли в населённом пункте ин-
клюзивное образование, коррекционные школы. Выбрать ту или иную форму обучения поможет ПМПК. Специалисты комиссии помогут родителям понять, нужно ли ребёнку специальное обучение. Есть и краевая ПМПК, которая тоже даёт бесплатные и анонимные консультации. Хочу обратить внимание на то, что заключение комиссии носит рекомендательный характер. Окончательное решение всегда остаётся за родителями. 

Кстати

В Перми работает «Школа особых знаний» для детей с ограниченными возможностями. Здесь бесплатно занимаются ребята самого разного возраста: от полугода до 18 лет. Воспитанники совершенствуют двигательные, сенсорные и речевые функции. Также преподаватели помогают детям формировать навыки самообслуживания. Все занятия групповые. В школе есть и инклюзивные группы, где вместе занимаются здоровые ребята и те, у кого есть особенности в развитии. 
В ноябре школа открыла три новых направления: пластика, сказкотерапия и флористика. Расписание занятий - на сайте общественной организации «Счастье жить».

Уроки проходят на ул. Сивкова,14; ул. Ленина, 10; ул. Мира, 39. Никаких специальных направлений получать не нужно. Надо иметь в виду, что на какие-то занятия вход свободный, на какие-те - по билетам. Билеты тоже бесплатные, но их можно получить в Центре комплексной реабилитации инвалидов по ул. Сивкова, 14. 

Кроме Перми запланированы уроки и в Краснокамске, Осе, Добрянке и Кунгуре. 
Дополнительную информацию можно получить по тел. 8-902-79-28-024.

Поменять точку зрения

Ольга ВОРОШНИНА, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:

- Самое сложное - поменять свой взгляд на инвалида и понять, что ему мешает жить не его недостаток, а неготовность общества принять его таким, какой он есть. У нас пока к таким людям относятся как к немощным. А это значит, что возможности для получения помощи у них есть, а для самореализации - нет. 

Инклюзивное образование предполагает равные возможности для обучения. Однако, как профессиональный дефектолог, могу сказать, что есть дети, которым лучше создавать защищённое образовательное пространство, и оно есть в коррекционных школах. Но выбор в конечном итоге всегда за родителями. С мамами и папами нужно очень плотно работать, объяснять, что если их ребёнок учится в инклюзивной школе, то они и несут большую ответственность за него, не только коллектив учебного заведения. Педагоги должны получить полную информацию о состоянии здоровья такого ученика. В свою очередь и учителя обязаны давать все необходимые сведения об обучении его родителям. 

Конечно, очень важно, чтобы школа была готова принимать таких ребят. Краевое Министерство образования уже 4 года финансирует курсы повышения квалификации для педагогов, которые работают с особыми детьми. Вы же понимаете, что нельзя просто привести ребёнка к преподавателю, который не знает, как его учить. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах