Изобретатель – кто это? Как показывает практика, нередко в этой роли выступают юные дарования. Их гибкий ум способен решать сложные задачки на раз-два. И таких талантов немало в Пермском крае. Не слышали? Вот в этом-то и беда.
Чтобы помочь маленьким изобретателям рассказать о себе и получить возможность продвинуть свои идеи, в краевой столице планируют организовать акцию «300 детских проектов к 300-летию Перми». Инициатор – Пермская торгово-промышленная палата. Об идее рассказала вице-президент Елена Гилязова.
Отряд добровольцев
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: В чём суть этого проекта?
Елена Гилязова: Суть в том, чтобы выстроить систему поддержки детского технологического, социокультурного и предпринимательского творчества. Возникла идея достаточно понятным образом. В палате уже несколько лет существует гильдия частных образовательных учреждений. Некоторые из них используют в своей работе инновационные подходы. Они создали команды для развития детского творчества. Ведь мы понимаем, что государственная система неповоротлива. Как всегда бывает, новое возникает не в её центре, а на окраинах. Палата объединяет предпринимателей. Потому мы и взялись за такой проект.
– Чем именно занимаются команды?
– Детишек учат писать бизнес-планы, делать маркетинговый анализ рынка, предлагать свои проекты. Причём есть в Перми партнёры, которые на протяжении многих лет работают с детьми-изобретателями. И эти ребята регулярно привозят с международных конкурсов золотые медали. Придумывают абсолютно разные вещи. При этом команды, которые занимаются юными изобретателями, работают тихо, сами по себе. Эти истории обычно не имеют какого-то продолжения в плане продвижения. И это неправильно.
Фантазии нет предела
– Какие изобретения уже есть в копилке пермских школьников?
– Одна девочка, страдающая диабетом, изобрела адаптер для инсулиновой помпы (медицинское устройство для введения инсулина под кожу. – Авт.). Это что-то вроде катушки для проводов, не позволяющей им цепляться за разные предметы. Школьница даже получила патент на него. Другая юная пермячка, заметив, как трудно её бабушке наклоняться, чтобы натянуть на обувь бахилы, создала приспособление для их надевания. Два старшеклассника придумали электронное устройство, которое крепится на продуктовую корзину и суммирует стоимость попавших в неё товаров. Также среди изобретений есть накопитель для флешек, радиационно-разведывательный беспилотный аппарат, приспособление для сохранения хорошей осанки... Но об этих проектах мало кто знает.
– Какого возраста обычно пермские изобретатели?
– Самый младший из тех, о которых я знаю, учился во втором классе. Дети абсолютно разного возраста.
– Талант изначально замечают родители?
– Не всегда. Скажу так: в девяти из десяти случаев интерес ребёнка к изобретательству увидел и развил взрослый. Это может быть как родитель, так и педагог. Мамы и папы помогают детям в разной степени. В некоторых случаях они регистрируют на себя патенты, потому что по закону школьникам изобретать можно, а регистрировать свои идеи нельзя. Есть, конечно, ребята, которым удаётся вопреки всему самостоятельно добиваться успеха.
– Чем отличаются изобретения школьников?
– У детей немного другой взгляд: чаще всего они идут к изобретению от определённой потребности, с которой сталкиваются в своей жизни. Вспомнить хотя бы про девочку, которая придумала устройство для надевания бахил. Или школьницу с адаптером для инсулиновой помпы. Они отталкиваются от практических задач. Не думаю, что это те устройства, которые принесут миллиарды. Но они хороши уже тем, что есть.
Дать дорогу
– Как помочь юным талантам?
– Нужно дать дорогу их изобретениям – широко их продемонстрировать. Имеет смысл сделать в регионе единую программу по работе в этом направлении, которая предполагала бы некий конкурс. А победители могли бы получить финансирование на внедрение проектов. Это должно быть в региональной повестке – краевым властям следует курировать такую деятельность. Также необходимо объединиться работающим с детьми-изобретателями командам. По сути, они делают одно и то же дело, но немного по-разному. Приведу пример: дети, которые нацелены на участие в международных конкурсах, хорошо говорят на английском языке, поскольку им помогают его изучить. А у остальных этого нет. Почему бы не давать эти знания всем ребятам? Кроме того, я абсолютно уверена, что есть смысл создать единое пространство – некую среду взаимодействия для юных изобретателей и бизнеса. Ребята должны чувствовать интерес на уровне края к тому, что они делают. Пока случаи, когда предприниматели помогли изобретателям, единичные. Тему обсуждали во время Дней пермского бизнеса. На одной площадке мы собрали детей, которые рассказывали о своих изобретениях, директоров школ, родителей, предпринимателей. Были и представители власти. Проект к 300-летию Перми получится воплотить только в том случае, если все эти стороны будут задействованы. Наша цель – показать городу, какие замечательные у нас дети. Кстати, во время Дней пермского бизнеса некоторые предприятия изъявили готовность познакомиться с разработками школьников.
– Как сделать, чтобы юные таланты не покинули Пермь после школы?
– Нужно создать для них в Пермском крае некую среду, в которой им было бы комфортно жить и трудиться. Для людей, научившихся получать удовольствие от творчества, всё остальное становится вторичным. Для проживания и приложения своих усилий они выбирают дружественную среду.
– Должна ли измениться система образования?
– Она безумно устарела с той точки зрения, что нацелена лишь на формирование запоминания информации. Учитель (при всем моём уважении) – больше не носитель знаний. И Марья Ивановна из обычной школы далеко не всегда лучший и доступный педагог для ребёнка. Есть интернет, где дети могут послушать самого крутого учёного в той или иной области знаний, выбрать того, кто им более понятен. Они могут изучать предмет в комфортном для себя темпе. Ведь школа ориентируется на среднего ученика. В это время сильный скучает, а слабый не успевает. Должна поменяться роль учителя. Ему следует быть проводником к знаниям, а не последней инстанцией. Школа должна учить искать информацию и работать с ней. Многие сегодня этого не умеют.
– А в сознании самих детей следует что-то изменить?
– Мы сейчас очень сильно проигрываем в том, что у нас не модно быть умным. Само слово «ум» понимается по-другому – не как умение творить, а как некая способность устроиться в жизни, меньше работать и больше зарабатывать. О чём думают дети? О роликах для TikTok и джинсах, которые оставляли бы голой щиколотку. Одна из наших целей – создать моду на мозги.
– Как будет проходить мероприятие, приуроченное к 300-летию Перми?
– Мы сейчас работаем над его форматом. Набрать 300 интересных проектов для презентации не составит труда (можно найти и больше). Некоторые изобретения могут быть легко вписаны в городскую среду. А как представить другие (к примеру, IT-проекты) – следует поразмыслить. Задача для нас заключается не в том, чтобы организовать что-то к юбилею Перми, а в том, чтобы использовать дату в качестве средства для продвижения талантливых детей. Если у пермяков есть идеи, как должно пройти мероприятие, они могут присылать свои предложения на адрес permtpp@permtpp.ru с пометкой в теме письма «300 детских проектов».