Примерное время чтения: 7 минут
164

Плановое и обоснованное. В Перми обсудили повышение стоимости проезда

Виктор Михалёв / АиФ

Инициативу администрации Перми повысить с 15 апреля проезд в общественном транспорте с 33 до 35 рублей обсудили на круглом столе, который прошёл с участием представителей городской администрации и депутатов гордумы.

На сегодняшний день решение о повышении или снижении тарифа принимает мэрия. Однако предварительно этот вопрос необходимо всесторонне обсудить с депутатами. Именно такое финальное обсуждение и состоялось 24 марта.

Участники оценили достоверность расчёта городских властей экономически обоснованного тарифа. Обсудили массу вопросов, которые возникают при принятии такого непростого вопроса.

Прогнозируем и балансируем

Предваряя обсуждение, первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин заметил, что в условиях современной экономики индексация тарифа должна проходить прогнозируемо на основе балансировки бюджета не только на будущий год, но и на ближайшие три года. А дотации в транспортную отрасль хоть и должны увеличиваться, но только если увеличивается и сам объём работающего транспорта.

Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

На сегодняшний день доля дотаций на работу отрасли за счёт средств бюджета города составляет 24%. Приходится балансировать, принимая такие решения, чтобы была возможность обеспечить финансированием и другие социально важные отрасли.

Стоимость проезда в 35 рублей – цифра более лояльная, чем была заявлена ранее. Так, в прошлом году в департаменте транспорта прогнозировали экономически обоснованный тариф на 2023 год в 39 рублей.

Представители администрации детально и доказательно представили свою точку зрения на повышение тарифа до 35 рублей.

Начальник департамента транспорта города Перми Анатолий Путин рассказал, что на 10 марта 2023 года была утверждена новая методика расчёта обоснованного тарифа на проезд. В целом она отражает ранее действующий подход, когда тариф рассчитывался исходя из соотношения расходов на транспорт к пассажиропотоку.

«Расходы у нас берутся, если уже есть заключенные контракты на маршрут по фактической цене. На сегодняшний день заключены долгосрочные контракты практически по всем автобусным маршрутам. В пассажиропоток включаются все поездки – как оплаченные, так и не оплаченные (как выяснилось, «зайцы» отняли у казны в прошлом году около 900 млн рублей, но их тоже посчитали, - прим. ред.). Рассчитывая тариф, мы считаем весь объём перевезённых пассажиров. На период с марта 2022 года по февраль 2023 года это 209 млн человек», - объяснил Анатолий Путин.

Расходы на транспорт

Расходы на транспортную сферу включают в себя две наиболее существенные статьи: зарплата водителям, покупка и содержание подвижного состава.

«Исходя из этой формулы и получился расчёт экономически обоснованного тарифа 35 рублей. Если сравнивать его с действующим тарифом 33 рубля, то индексация составила 6%. Учитывая отчётный уровень инфляции за прошлый год, полученная индексация тарифа ниже в два раза», - пояснил Анатолий Путин.

Что касается транспортной сферы, то, как следует из отчёта, в ней есть две существенные категории, которые требуют основную массу средств. Это отчисления на зарплату водителей (22%) и собственно стоимость транспортных средств (27%). К слову, стоимость автобусов увеличилась значительно. Если ещё год назад автобус стоил 12-13 млн рублей, то сейчас его цена около 18 млн. рублей. На момент расчёта оптимальной цены поездки на 2023 год в «числитель» формулы не вошла стоимость услуг кондуктора. А это ещё 1 млрд рублей, что существенно повлияло бы на увеличение предлагаемого тарифа.

А была ли возможность не увеличивать?

Во время круглого стола депутаты интересовались, была ли возможность не увеличивать плату за проезд? Им ответили – нет. В этом случае пришлось бы увеличивать дотации из бюджета. А они и так достаточно большие.

Задавался вопрос, можно ли было отложить повышение цены на период после майских праздников. Ведь в эти дни пермяки будут активно передвигаться по городу. Ответ был отрицательным. Ведь следом нас ждут день города и день России, начало учебного года и так далее. С таким подходом нужный момент может и не наступить.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Сегодня на круглом столе, который организовала администрация города Перми, поговорили о реализации транспортной реформы Перми, а также о предстоящей индексации тарифа на общественном транспорте. У депутатов было немало вопросов. Вопросы были всеобъемлющими, касались многих моментов, - прокомментировал работу круглого стола председатель пермской городской думы Дмитрий Малютин. - Ответы были получены. Очень важно, что транспортная реформа так или иначе продолжается. Важно, что жители города видят обновление пассажирского транспорта, который ездит по маршрутам. Важно, что растёт пассажирский поток. Именно он заложен в оценке стоимости того тарифа, который будет существовать в городе Перми. Вместе с тем безусловно остаётся ряд вопросов, которые нам необходимо дорабатывать. По-прежнему транспортная отрасль остаётся датируемой из городского бюджета. Это примерно 1,6 млрд рублей, которые бюджет направляет на балансировку тарифа. Это конечно много. Нам хотелось бы, чтобы эти деньги мы могли бы потратить на другие социальные нужды, которых в Перми так же много. Тем не менее сегодня экономически обоснованный тариф администрацией определён. То, что он обоснован именно экономически, а не политически, как было в прошлом году, правильно».

Сэкономить можно

Участники круглого стола всесторонне рассмотрели ситуацию в транспортной отрасли, и поняли, что остаётся много инструментов, которые горожанин может использовать для того, чтобы плата за проезд была ниже.

Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Так в городе существенно увеличилась доля пользователей проездными билетами всех видов – это гражданские проездные, льготные проездные федерального и регионального, городского уровня. В общей сложности практически 40 % всех поездок на сегодняшний день в городе обеспечивается проездным. И это достаточно позитивный фактор, который позволяет пермякам экономить. С учётом всех льгот и скидок, которые предоставляют проездные за 2022 год средняя цена поездки, которую оплачивает пассажир составляет 26,5 рубля. Наиболее популярным проездным является безлимитный на месяц. Его выбирают пользователи как гражданских, так и льготных проездных. 73% продаж приходится именно на безлимитный проездной. Самый популярный «безлимит» на месяц стоит сегодня 1683 рубля. С учётом индексации цена поднимется до 1785 рублей. При этом средняя цена поездки, если исходить из того, что пользователь совершает поездки утром и вечером получится порядка 21 рубля. В департаменте есть данные по пользователям проездных с рекордным количеством поездок. За счёт частой езды на транспорте их владельцы смогли снизить стоимость одной поездки до 4 рублей 15 копеек. Конечно, это небольшой процент в общей сумме пользователей. Но это показатель того, как работают проездные документы. Кроме того, в 2022 году в Перми были введены новые льготные категории. Например, теперь школьники с 1 по 4 класс пользуются бесплатным проездом.

Индексация тарифа проезда в Перми – плановая. Это позволяет не только поддерживать работу отрасли на необходимом уровне, но и развивать её, запускать новые маршруты и продлевать старые, увеличивать количество рейсов и продолжать строительство новых остановочных комплексов.

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах