Примерное время чтения: 20 минут
363

Преобразуй и здравствуй. Как идёт развитие территорий в Пермском крае

В последние годы в Пермском крае активно делают ставку на развитие территорий. Речь о том, чтобы комфортные условия были не только в краевом и окружных центрах, но и в небольших территориях (даже отдалённых).

О том, что делают для этого в регионе и какие перспективы есть у преобразованных в Прикамье муниципалитетов, рассказывает заместитель председателя правительства Пермского края Александр Борисов.

Эффективная модель

– Процесс преобразования почти всех территорий уже позади. Какие результаты он дал?

– Сегодня можно с уверенностью говорить, что процессы по укрупнению территорий носили в большей степени вынужденный характер. Ситуация сложилась так, что у муниципалитетов не было достаточного количества ресурсов для того, чтобы содержать большой управленческий аппарат, нести тот объём полномочий, который попадал на каждый уровень власти. Тем более, что зачастую эти полномочия дублировались.

У большинства муниципалитетов не было взаимосвязи и партнёрских отношений между администрацией района и поселений. Были конфронтации. То есть глава района решал, например, развивать спорт одним способом. Глава поселения – другим. И оба при этом тратили финансовый ресурс.

Абсурдные порой ситуации возникали в отношениях между
городскими и муниципальными округами, либо районами, которые по логике должны представлять единое целое. К примеру, человек живёт на границе Кудымкара и округа, и его ребёнок мог бы ходить в ближайший детский сад или школу, но он вынужден возить его за несколько километров.

К тому же у поселений было больше полномочий и они несли больше ответственности, имея при этом меньше финансовых ресурсов. И не всегда власть района это понимала и предоставляла им возможности. В итоге что получалось? В территории, например, появлялась современная красивая школа с хорошими классами и оборудованием, но вокруг здания не было ни одной пешеходной дорожки, освещения и т.д.

Процесс объединения был нужен. Сейчас его прошли почти все муниципальные образования. Ни от одного из глав я не слышал высказываний о том, что до укрупнения было лучше.

Поэтому процесс объединения был нужен. Сейчас его прошли почти все муниципальные образования. Ни от одного из глав я не слышал высказываний о том, что до укрупнения было лучше. Раньше они были ограничены в возможностях, потому что не было денег на развитие многих сфер. Сейчас же ситуация изменилась. Краевой бюджет софинансирует практически все направления деятельности органов местного самоуправления. Начиная от ремонта социальных объектов и дорог до проведения культурных мероприятий. Везде есть финансовое содействие.

– А что это даёт краевым властям?

– Во-первых, теперь можно проконтролировать расходование средств. Не секрет, что мало получить деньги, территории должны с умом их потратить.

Фото: Администрация губернатора Пермского края

Во-вторых, появилась возможность планировать развитие муниципалитетов через планирование их расходных обязательств. Потому и появились программы содействия преобразованным территориям, бонусы по развитию дорожного фонда и т.д. Всё это сейчас направлено как раз на решение проблем, накопившихся в поселениях из-за того, что предыдущая система муниципального деления была неподходящей. Теперь финансовый ресурс распределяется по всем территориям, а не только районным центрам.

– С какими трудностями пришлось столкнуться во время процесса преобразования территорий?

– Сложнее всего было на начальном этапе, когда преобразовывались первые территории. Это был новый процесс. Каждый этап надо было детально анализировать и курировать. Так у нас появилась программа компенсации расходов на уволенных руководителей, программа по софинасированию выборных процессов.

Когда первые территории преобразовались и стали воплощать в жизнь проекты, делиться опытом и первыми результатами (а они появились в первый же год), с остальными муниципалитетами стало работать гораздо проще. Люди увидели, что начали решаться проблемы, которые не решались годами и десятилетиями.

Люди увидели, что начали решаться проблемы, которые не решались годами и десятилетиями.

В итоге мы получили очень понятную управляемую структуру. Вместо 337 муниципальных образований на сегодняшний день 62 (44 городских и муниципальных округов , 1 район и 17 поселений ) и руководителей, которые отвечают за всю свою территорию – от районного центра до самого отдалённого населённого пункта.

Да, отчасти мы возвращаемся к советской схеме управления. Но я в этом ничего страшного не вижу. В советский период были хорошие вещи, к которым стоит вернуться. В том числе – в области муниципального управления. Надо модернизировать систему под современные условия. Взять всё хорошее, что было раньше, и наложить на новые реалии. И это будет наиболее эффективная модель.

Будущее за агломерациями?

– Чего ждать дальше от процесса преобразования?

– Задачи объединить всё и всех как не было, так и нет. Я вижу будущее развития нашего региона в агломерационном типе управления. То есть когда муниципальные задачи будут решаться руководителями муниципалитетов совместно, исходя из территориального положения и исторических предпосылок. Будет налажено более плотное взаимодействие между близлежащими территориями.

Те задачи, которые муниципалитетам будет тяжело решать самостоятельно, они будут решать совместными усилиями. Вот тогда будет эффект.

Те задачи, которые муниципалитетам будет тяжело решать самостоятельно, они будут решать совместными усилиями. Вот тогда будет эффект.

Приведу пример. У муниципалитетов есть обязанность формировать аварийно-спасательные службы. А ресурсы для этого есть не в каждой территории. Это тяжёлое финансовое бремя. Создание такой бригады обойдётся почти в 30 миллионов рублей, а на её последующее содержание будет уходить около 10 миллионов рублей в год. Сумма для одного муниципалитета очень весомая. Но если организовывать такую службу на несколько территорий, то это уже реально. К тому же, тогда можно будет создать более укомплектованное и подготовленное формирование. Таким инициативам краевые власти готовы идти на встречу.

– Не случится так, что тогда спасателей придётся ждать долго и вырастет число несчастных случаев?

– Напротив, печальных последствий как раз удастся избежать. Если бы была единая служба на несколько территорий, все сигналы бы приходили туда и спасатели могли бы быстро реагировать, причём на выезд приехала бы сразу экипированная всем необходимым команда.

Фото: АиФ/ Иван Колобов

Можно привести в пример нашу лесопожарную службу, которая работает по похожей схеме и ей можно гордиться. В этом году произошло более 170 лесных пожаров. 73% удалось эффективно и быстро локализовать – в течение суток. Это удавалось сделать благодаря обновлению и увеличению количества лесопожарной техники и оборудования по нацпроекту «Экология» и выстроенной в крае комплексной четырёхуровневой системы мониторинга пожарной опасности. Она включает в себя: наземный, авиационный, космический мониторинг, а также фиксацию видеокамерами. За пожарной обстановкой на территории – а это 3,1 миллиона гектаров земель лесного фонда –круглосуточно следят 40 видеокамер. Умные камеры автоматически фиксируют очаги на ранней стадии возгорания и моментально передают данные на пульт диспетчеров Пермского лесопожарного центра. То есть с момента обнаружения задымления до выезда и тушения проходит минимальное количество времени. В этом залог успеха. Эта система мониторинга признана очень эффективной, поэтому в ближайшие годы мы планируем ее расширить до 100 камер.

40 видеокамер следят за обстановкой в лесах.
40 видеокамер следят за обстановкой в лесах. Фото: Министерство природных ресурсов Пермского края

Если бы в каждом муниципалитете был свой диспетчерский пункт и свои лесные пожарные, то помимо того, что расходовалось бы очень много средств, сама система бы не была эффективной.

– В каких ещё направлениях пригодилось бы взаимодействие территорий?

– Оно было бы эффективно также для развития туризма. Во всех территориях есть объекты, которые притягивают людей. Но в один муниципалитет поедет не каждый турист. Поэтому надо привлекать его как минимум на пару дней, чтобы он мог охватить сразу несколько интересных объектов и мест. Соседним муниципалитетам надо не конкурировать друг с другом, а объединять усилия по привлечению туристов, выстраивать единую логику в отношениях. То есть, в идеале должно быть так, что турист может приехать в одну территорию, переночевать в другой, побыть там и спокойно вернуться домой.

Фото: АиФ/ Павел Алексеев

Взаимодействие соседних территорий благотворно скажется и на развитии промышленного потенциала. К примеру, есть люди, которые живут в Лысьве и работают в Чусовом. И наоборот – работают в Лысьве и живут в Чусовом. Чтобы им было комфортнее, необязательно перевозить их из одного города в другой. Логичнее сделать участок дороги между этими двумя городами более скоростным, чтобы из одной точки в другую можно было добраться не за полчаса, а за 15 минут.

Подобные стратегические посылы должны идти от муниципалитетов. Развитие территорий сейчас должно быть комплексным. Надо стремиться к тому, чтобы в каждом населённом пункте численностью от тысячи человек был необходимый минимум для комфортного проживания – ФАП, детский сад, школа, дом культуры, детская и спортивная площадки. Все возможности сейчас для этого есть. Во многом – благодаря нацпроектам.

Порядок в лесу

– Как обстоят дела с лесозаготовкой? Остаётся проблема с чёрными лесорубами?

– Потенциал лесной отрасли у нас огромный. Но, к сожалению, люди, которые были допущены к ней, не всегда вели себя честно. Постепенно удаётся наводить порядок в отрасли. В том числе – в сфере вырубки.

Работает спутниковый мониторинг. Внедрена ЛесЕГАИС – система отслеживания и контроля. Сейчас на повестке – контроль за предпринимателями. Нужно следить за тем, чтобы они не занимались незаконной вырубкой, соблюдали трудовое законодательство и исправно платили налоги. Есть недобросовестные предприятия, которые подают некорректные данные о деятельности – скрывают наличие прибыли и работников. Поэтому будем решать этот вопрос, общаться с налоговыми органами, идти в суды.

В Сивинском лесничестве идёт контроль за вывозом леса.
В Сивинском лесничестве идёт контроль за вывозом леса. Фото: Министерство природных ресурсов Пермского края

Лесная отрасль только на приобретении леса на корню и арендной плате лесных участков приносит более 1,5 миллиарда рублей в краевой бюджет и более 1 миллиарда рублей в федеральный (это без учёта налогов и сборов). А может приносить ещё больше, если предприниматели будут в полном объёме нести налоговое бремя. Поэтому надо продолжать наводить порядок. Кстати, за последние два года поступления в бюджет от реализации лесных ресурсов уже выросли почти на 40%.

Ещё одна задача, стоящая перед краевыми властями, – свести к нулю вывоз круглого леса с территории Прикамья. Весь цикл переработки – начиная с доски и заканчивая изготовлением изделий – должен остаться в регионе. Это даст и новые рабочие места, и отчисления в краевой бюджет.

Ещё одна цель - не вывозить лес из края, а перерабатывать его своими силами.
Ещё одна цель - не вывозить лес из края, а перерабатывать его своими силами. Фото: Министерство природных ресурсов Пермского края

– У нас воплощается в жизнь нацпроект «Экология», который также направлен на сохранение лесов. Какие результаты?

– Кроме охраны лесов от пожаров большой блок федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» направлен на сохранение баланса выбытия и восстановления лесов. На 2021 год показатель «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» равен 94 %. В регионе создан трёхлетний запас лесных семян хвойных пород.

Оснащённость лесохозяйственной техникой и оборудованием достигла 100 %, что позволило в 2021 году увеличить посадку леса до 5,85 тысяч гектаров (127 % от плана). Доля оснащённости лесопожарной техникой и оборудованием по итогу 2021 года составляет 87 %.

Нацпроект позволил  закупить современную технику.
Нацпроект позволил закупить современную технику. Фото: Министерство природных ресурсов Пермского края

С опережением

– В крае есть две ТОСЭР – Нытва и Чусовой. Как идёт их развитие? Сколько резидентов и инвестиций удалось привлечь? Сколько появилось новых рабочих мест?

– Мы постоянно принимаем новых резидентов. В Нытве, несмотря на то, что она стала ТОСЭР относительно недавно, за короткий срок появилось около 10 предприятий. Это разные производства, большинство из которых связаны с переработкой.

Отдельно хотелось бы отметить предприятие по производству программного обеспечения. Это первый опыт появления такого рода деятельности в ТОСЭР. На начальном этапе создадут 10 рабочих мест. Основатель предприятия сам родом из Нытвы. Решив открыть предприятие именно там, он хочет поддержать малую родину и местных молодых людей. То есть делает ставку на интеллектуальный потенциал Нытвы.

В Чусовой удалось привлечь 20 резидентов. Инвестиции превысили 7,7 миллиарда рублей. Один из наиболее финансово ёмких проектов – тепличный комплекс «Пермский». Он очень крупный – 24 га застройки. Производство уникальное, высокотехнологичное. Создали 400 новых рабочих мест. Сейчас ведём с предприятием переговоры о выращивании саженцев хвойных пород с закрытой корневой системой (ЗКС) для лесовосстановления. Со следующего года вступят в силу изменения в законодательстве, согласно которым при компенсационных высадках нужно использовать именно такие саженцы. Они лучше приживаются, и высаживать их можно с помощью автоматизированных устройств.

Добавлю, что сеянцы с закрытой корневой системой будут выращиваться в специальном тепличном комплексе, который сейчас строится. Его должны запустить весной 2022 года. Три теплицы уже построили при поддержке краевого правительства. Они находятся в 10 километрах от Перми в деревне Огрызково. Учитывая, что грант Минприроды Прикамья на создание тепличного комплекса по выращиванию посадочного материала хвойных пород с ЗКС выиграл Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. Мы делаем большую ставку на развитие науки.

Сеянцы с закрытой корневой системой будут выращивать в Пермском крае.
Сеянцы с закрытой корневой системой будут выращивать в Пермском крае. Фото: Министерство природных ресурсов Пермского края

В Чусовой резиденты приходят активно, вопрос с безработицей решён. Даже наметился новый поворот – нужно привлекать новые кадры. Поэтому с помощью Минсоцразвития там организуют переобучение сотрудников. Занимаются этим и сами предприниматели.

Ещё одно важное направление – привлечение к работе на предприятиях осуждённых, которые осуждены за нетяжкие преступления или отбывают последние годы срока. То есть это люди, которые скоро выйдут на свободу. Таким образом решается сразу две задачи: осуждённые социализируются и частично компенсируют расходы на содержание (так как получают зарплату).

– Такой подход кажется разумным и человечным. Как это работает?

– Один из проектов, который я курирую, – строительство исправительных центров. Речь об учреждениях, где условия содержания отличаются от тех, что в колониях. То есть они больше напоминают общежития. Там люди сами налаживают быт, более вольны в определении распорядка дня и т.д. Оказаться там могут две категории осуждённых: те, кто попал в исправительное учреждение за нетяжкие преступления, и те, кто отбыл большую часть срока и претендуют на смягчение режима.

Человек, который отбывает наказание в исправцентре, получает социализацию, начинает работать, получать зарплату, приспосабливаться к обычной жизни. Он не погружён в атмосферу криминальной среды.

Человек, который отбывает наказание в исправцентре, получает социализацию, начинает работать, получать зарплату, приспосабливаться к обычной жизни. Он не погружён в атмосферу криминальной среды. Это особенно важно для тех, кто впервые осуждён за нетяжкое преступление. В окружении бывалых осуждённых, которые отбывают наказание за страшные преступления, они могут потерять человеческий облик, морально деградировать и превратиться в носителей криминальной культуры. Исправцентры призваны не допустить этого.

Ещё один плюс – в сокращении расходов государства, так как за счёт зарплаты осуждённых компенсируются расходы на их содержание. Предприятия же готовы и в будущем, по истечении срока наказания этих людей, трудоустраивать их при условии, что они хорошо проявят себя.

Движут жители

– Один из проектов, направленных на улучшение качества жизни населения, – компактное проживание в территориях. Какие результаты?

– Кроме переселения из ветхого аварийного жилья, реализуемого Минстроем, министерство территориального развития администрирует два проекта. Первый – это переселение из труднодоступных населённых пунктов. Зачастую там нет даже круглогодичного транспортного сообщения, социальных объектов. Нет перспектив. Жить в таких условиях тяжело. В случае беды даже экстренным службам будет сложно добраться до таких населённых пунктов.

Некоторые смиряются со сложностями и поначалу отказываются переезжать. Но позже, уже переселившись, признают, как хорошо жить в комфортных условиях, в благоустроенной квартире с отоплением, водоснабжением и другими коммуникациями.

Второй проект – по компактному проживанию. К примеру, после закрытия шахт в территориях КУБа на окраинах остались посёлки с небольшим количеством жителей. Содержать такие населённые пункты для муниципалитетов конечно затратно – много денег уходит на котельные и коммунальные сети, которые изначально были рассчитаны на большее число жителей. Есть и другие проблемы. Поэтому людей переселяют оттуда поближе к окружным центрам, в благоустроенное жильё. В 2019-2020 гг. в Кизеле для таких людей купили 101 жилое помещение. К концу этого года завершится переселение 53 семей из аварийных домов на территории Губахинского и Гремячинского округов. Процесс идёт.

– Инициативное бюджетирование – один из механизмов развития территорий. Но поначалу некоторые жители не понимали его действие. Как сейчас?

– Проект инициативного бюджетирования действует в Пермском крае уже несколько лет. Сумма на него ежегодно увеличивается. В 2021 году 189 проектов получили одобрение для воплощения в жизнь в следующем году. Качество тоже улучшается.

Такая форма находит хороший отклик у жителей. Более 650 проектов воплотились в жизнь за последние годы. Внимание людей и властей к программе повышенное. А самое важное, что жители присматривают за тем, что сделали, понимают свою ответственность. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин в этом году дал распоряжение о выделении дополнительных средств на программу инициативного бюджетирования. Благодаря этому удастся профинансировать 200 проектов.

Видно, что у жителей уже формируется не только общественный, но и профессиональный подход к воплощению в жизнь проектов. Считаю, что так как раз и формируется местное самоуправление. ТОСы, неравнодушные жители, активисты – это и есть настоящие местные самоуправленцы. Они не ждут, что что-то сделают за них, а готовы прилагать усилия для улучшения жизни в территории.

– То есть развитие территорий идёт?

– Безусловно. Там, где главы активны и работают над воплощением в жизнь краевых и федеральных проектов, движение есть. Там, где нет развития, людям надо задуматься, тех ли глав и депутатов они избрали.

Там, где главы активны и работают над воплощением в жизнь краевых и федеральных проектов, движение есть. Там, где нет развития, людям надо задуматься, тех ли глав и депутатов они избрали.

Но сейчас муниципалитетов с пассивной позицией почти не осталось. Все работают над развитием и стремятся изменить ситуацию в территориях к лучшему. Краевые власти поддерживают их в этом и помогают, когда возникают сложности. Когда все горят одной идеей, верят в неё и слаженно работают, всё получается. Тут очень важно взаимодействие. Если из него выпадет одно звено, то уже ничего не получится. Если же все работают на совесть, то развитие обязательно будет.

Кстати

Пока готовилась статья, в Государственную Думу и субъекты РФ поступил на согласование проект федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. В проекте предусмотрен лишь одноуровневая система органов местного самоуправления. А это значит, что вскоре вся страна может пойти по пути Пермского края.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах