История о сборе денег и травле одного из учеников в лицее № 9 Перми прогремела на всю страну. Отец мальчика, заявивший о нарушении закона и несправедливости, успел постоять в пикете на Красной площади и сняться в передаче на федеральном канале.
С чего началось?
История стала известна после видеообращений, которые записал и выложил в интернет отец лицеиста Сергей Медведев. По его словам, с родителей постоянно собирали деньги – предлагали стать попечителями образовательного учреждения и «добровольно» жертвовать суммы на различные нужды. Апогей наступил осенью. Родителей учеников третьих классов попросили сдать деньги на учебники. Отец мальчика отказался. Это решение обернулось схваткой родителя с администрацией школы.
«Мы весь сентябрь и часть октября проходили без учебников. В итоге за них заплатили. Тех, кто отказался платить, начали унижать. По отношению ко мне травля была и раньше (до этого я тоже отказывался сдавать деньги), но сейчас учитель начал выставлять моего ребёнка в дурном свете», – пояснил отец мальчика.
По его словам, педагог формировала негативное мнение о мальчике в классе, в родительской среде. Мамы и папы других учеников ополчились против родителя.
Локальный конфликт стал набирать обороты и дошёл до СМИ. Сюжет о поборах показали даже на федеральном канале. В феврале историей заинтересовались следователи – они начали проверять информацию о незаконном сборе денег на учебники. Проверка ещё идёт.
В то же время стали бить тревогу родители учеников лицея № 9. По их словам, педагоги стали ощущать давление со стороны отца, который сообщил о поборах в учебном заведении.
«Он третирует жалобами лицей, встречает после школы учителей, родителей, даже к детям с расспросами подходит. Педагоги начальной школы хотят уволиться, так как считают это травлей и опасаются за свою безопасность. Родители учеников будут писать письмо в администрацию и просить содействия в разрешении ситуации», – рассказала одна из родительниц.
А мама другого ученика сообщила, что писать письмо властям родителей заставляет администрация школы.
«Попросили подписать обращение к городским властям от имени директора. Там говорилось, что третьеклассник и его отец парализуют работу всей начальной школы, от них страдают учителя и дети. Я отказалась подписывать», – сказала она.
Где правда?
В конце февраля директора лицея № 9 Ирину Горбунову отстранили. Городские власти и комиссия по делам несовершеннолетних стали проводить проверки, о результатах которых сообщили 2 марта.
«Факт сбора денежных средств подтвердился. Деньги на учебники собирали в параллели третьих классов (3 а, б, в, г). При этом в классе, где учится ребёнок (3 д), средства не собирали. Есть факт нарушения законодательства. Замдиректора, которая исполняла обязанности на тот период времени, привлекут к дисциплинарной ответственности: ей объявят выговор», – рассказала замглавы администрации Перми Людмила Гаджиева.
При этом отстранённая после скандала Ирина Горбунова, скорее всего, вернётся на свою должность. Так как, по словам замглавы, она была назначена на пост после того, как начались незаконные поборы.
Неоднозначной оказалась и ситуация с травлей мальчика. Проверка показала, что конфликт между классным руководителем и ребёнком есть, а вот факт буллинга (травли. – Ред.) психологи не подтвердили.
«Это говорит о непрофессионализме педагога, потому что никто не обещал, что со всеми детьми будет легко. Индивидуальная работа в отношении мальчика, семьи и ситуации должна была быть выстроена грамотно. Этого не сделали», – считает Людмила Гаджиева.
А что же мальчик? Пока ребёнка хотят перевести на индивидуальное обучение. С ним также работают психологи – помогают справиться со стрессом. Власти хотят помочь ему получать дополнительное образование (он увлекается скалолазанием и баскетболом) и предоставить путёвку в Усть-Качку.
Скандал в лицее показал, что поборы в пермских школах всё ещё есть. Страдают от этого в первую очередь дети. Однако родителям нужно запомнить: если вас просят сдать «на нужды школы», идите к директору образовательного учреждения. Если не сработало, обращайтесь в городской департамент образования.