Пермь, 3 декабря - АиФ-Прикамье. В филиале Пермского краевого музея (ул. Сибирская, 15) начала свою работу выставка «Тайны Очёрского холма. Учёные. Дети. Драконы». Она посвящена 60-летию начала раскопок близ деревни Ежово и 90-летию со дня рождения выдающегося отечественного палеонтолога Петра Чудинова, нашедшего пермских ящеров.
На выставке впервые представлена фотолетопись раскопок, проводившихся на Ежовском холме в Очёрском районе Молотовской (Пермской) области с 1952 по 1960 гг. На десятках чёрно-белых снимков отражена вся жизнь экспедиций: от отправления из Палеонтологического института АН СССР до открытия кладбища древних ящеров. Запечатлены не только рабочие будни раскопок, но и то, что обычно остаётся за рамками отчётов: «спрыскивание» находок шампанским, купание в пруду, заодно вырытом для нужд экспедиции, походы на охоту. Также представлены несколько окаменелых образцов - костей древних животных, ранее не выставлявшихся на всеобщее обозрение, и научно реконструированные скульптурные модели ящеров (в масштабе 1:10). В фойе музея устроен искусственный раскоп и установлена палатка, и каждый посетитель на несколько минут может почувствовать себя палеонтологом. Также посетители могут посмотреть на скелеты эстеменнозуха, гиганта тарбозавра и мамонта, хотя он из более поздней эпохи, на постоянной экспозиции музея древностей уже иным взглядом.
Кстати, учёные нередко брали с собой в экспедицию своих детей, и такое лето на раскопках, несомненно, повлияло на будущее подросших помощников; говорят, многие стали учёными, пусть и не палеонтологами.
А каково это, когда ваш дедушка - палеонтолог, и вы с детства растёте в доме, заваленном костями «драконов» и книгами на непонятных языках, маленьким посетителям выставки рассказывала особенный гость - Ксения Чудинова, внучка первооткрывателя «страшноголовых» (по латыни это, кстати, термин - дейноцефал. - прим. «АиФ») Петра Чудинова. Она живёт в Москве, работает в Институте США и Канады РАН.
«Пётр Константинович был чудесным дедушкой, - поведала Ксения. - Правда, во что-то похожее на экспедицию меня брали один раз. У нас в Юго-Камском есть гора под названием Гульбище. Однажды он сказал нам: «Там земля интересного цвета, - красная глина, - там могут быть кости, давайте возьмём молоток и попробуем их поискать». Ничего мы, правда, не нашли, но так состоялось мое приобщение к дедушкиной науке. Пётр Константинович очень любил родной Урал и свою работу. Тому, что сейчас открылась эта выставка, посвященная «его» ящерам, он был бы очень-очень рад. Я прямо представляю себе, как он ходил бы здесь и улыбался, смущенный, но сияющий...»
Кстати, тётушка Ксении, дочь ученого Елена Чудинова – детская писательница.
Камни странной формы и кости необычных животных находили в Прикамье всегда: их дарили и легендарному Родерику Мёрчисону, выделившему пермский период в геологической истории Земли. В 1952 году в Очёрском районе начала работу первая разведочная палеонтологическая экспедиция, и руководил ею Пётр Чудинов (1922-2002), по прежней работе геолог. За четыре полевых сезона, - последний проходил в 1960 году, - были открыты двенадцать родов ископаемых звероящеров, из них одиннадцать были ранее неизвестны науке. Были заполнены целые отсутствовавшие звенья в эволюции фауны. В 2002 году научный мир готовился отметить предыдущий юбилей - пятидесятилетие начала очерских раскопок. Чудинов не дожил месяца до организованной по этому поводу конференции.