Павел Лунгин: «В нашей политической жизни нужны шуты»

   
   

 В Перми стартовал фестиваль современного театра и кино «Текстура». Для СМИ подобное событие радостно не только тем, что можно по аккредитации (читай — «на халяву») походить на кучу интересных фильмов и спектаклей, но ещё и возможностью пообщаться с настоящими мэтрами. Один из таких мэтров — режиссёр Павел Лунгин, уделил пермским журналистам немного времени и ответил на их вопросы. Он рассказал о своём впечатлении от культурной революции в Перми, порассуждал о политических инициативах соратника по фильму «Царь» Ивана Охлобыстина, а также пояснил, почему «Олигарх» — на самом деле не Березовский, а Ходорковский. 

- Вы одно время сотрудничали с Алексеем Ивановым. Не хотите повторить этот опыт сейчас? Например, экранизировать «Сердце Пармы»?

- Может быть, и хотел бы. Дело в том, что я не знаю, кому принадлежат права на эту книгу, знаю только, что Тодоровский купил права на «Географ глобус пропил». «Сердце Пармы» — это, конечно, потрясающий роман, но, думаю, что снимать по нему лучше не фильм, а сериал. У меня где-то в мозжечке держится эта история, тем более, что я стал часто ездить и думаю, было бы правильным создать какой-нибудь кинопродукт о пермской земле.
- А как Вам вообще пермская земля?
- На самом деле, я живу на пятачке между театром, кино и рестораном «Кумыс», но я тут был два года назад и мне кажется, что город становится лучше, город становится веселее. У меня очень хорошее впечатление. Мне кажется, что Мильграм со своей культурной политикой что-то меняет в атмосфере. Я верю в культурную революцию, я верю, что культура как кровь должна разливаться по всей территории России. В Перми невероятная опера с Курентзисом, музей современного искусства — всё это начинает жить. Главное, теперь вложить в мозги наших односельчан, что деньги — это, конечно, прекрасно, но это не самоцель.
- Вы наверняка слышали о том, что одна из голливудских кинокомпаний предложила снимать в Перми «Мастера и Маргариту», но Николай Новичков отказался…
- Кто отказался?
- Николай Новичков, министр культуры Пермского края. Как вы считаете, его решение оправдано?
- Мне вчера об этом рассказали. Сначала нужно понять, что это за компания, может, это вообще какая-то разводка? Я думаю, в министерстве культуры посмотрели досье людей, сделавших это предложение, и сказали, что не уверены.
- А вообще насколько корректно принимать решение снимать «Мастера и Маргариту» в Перми? Ведь действие романа происходит в Москве и это принципиально важный момент. 
- В Перми, наверное, стоило бы снимать 20-30-е годы. В Москве их сейчас снимать просто негде — там всё в рекламах и в уродливых лужковских зданиях. Там нет ни одной панорамы, где бы не била в мозг дикая современность. В Лондоне можно снимать старый Лондон, в Париже можно снимать старый Париж, в Москве ничего нельзя снять, кроме современной жизни. Поэтому, я думаю, если Пермь захочет быть площадкой и создаст условия для съёмок исторического фильма, то вполне можно найти старые районы.
- Как думаете, голливудский режиссёр способен снять хороший фильм по «Мастеру и Маргарите»?
- А кто такой этот голливудский режиссёр? Голливудских режиссёров миллионы — есть талантливые, есть бесталатные. Хороший режиссёр сможет снять хороший фильм, плохой — нет. Другое дело, что есть проблемы внутри самого романа. Я думал о «Мастере и Маргарите» и задавался вопросом, почему экранизации этого произведения получаются такими безвкусными. Мне кажется, это потому что то, что в литературе может быть целостным — Понтий Пилат и Москва 30-х годов — в фильме разрушается. Может, надо снять два фильма — один о Пилате, а другой о дьяволе в Москве.

Лицедейство в политике

- Как вы относитесь к политическим идеям и инициативам Ивана Охлобыстина?
- В нашей политической жизни нужны шуты. Охлобыстин играл у меня в фильме «Царь» юродивого и сыграл его замечательно. И мне кажется, что сейчас это тоже момент  лицедейства, шутовства, ведь он тут же отпрыгнул назад. Даже рано, на мой взгляд, сделал это, нужно было дольше играть. Но, думаю, всерьёз к его политическим инициативам он и сам не относился. 
- А стоит ли вообще людям искусства в политику идти?
- Вы как-то абстрактно мыслите. Смотря кто это — попса, певец, Олег Басилашвили? Кто это? У кого есть мудрость, у кого есть желание изменить мир, у кого есть нравственность — может. У кого есть желание получить денег — нет. Русские художники XIX принимали участие в политике — они писали мерзости жизни и пытались изменить жизнь своего народа. Чего тут плохого? 
- Хотелось бы вспомнить ваш давний фильм «Олигарх». В нём вы, можно сказать, воспели Бориса Березовского. Вы симпатизируете этому человеку?
- Это уже старая история. Во-первых, отправной точкой была книга «Большая пайка», которую написал соратник Березовского. Хотя вообще этот фильм не имеет к Березовскому никакого отношения — денег он мне не давал, да и «Олигарх», насколько я знаю, ему не понравился. Уже тот факт, что на главную роль я взял Машкова говорит сам за себя — он же явно не Березовский. И история в этом фильме совсем не про него, скорее про неизбежность столкновения силовых структур и свободного бизнеса. С этой точки зрения фильм скорее предсказал историю Ходорковского, чем рассказал историю Березовского. Помните, в конце главному герою говорят: «Уезжай!» А он ответил: «Я остаюсь».

Смотрите также: