Серая бойлерная, затерявшееся на задворках ул. Мира недалеко от краевой стоматологической больницы, неожиданно «стреляет» мягким небесным взглядом.
А.Ж.: - Кто-то видит просто глаз. Другие - бездонный океан. Третьи обратят внимание на чёрное пятно, напоминающее, например, нефть в Карибском море… Под каким углом зрения ты смотришь на мир, так и живёшь. Если только под ноги да с мыслью «лишь бы не упасть», то будешь падать постоянно. Если же смотреть на мир с желанием изменить его, сделать ярче, красивее, интереснее, то и жизнь твоя улучшится. Если ты гуляешь по красивому городу, то и плохие мысли посещают тебя реже. Если вокруг всё серое и грязное, то настроение и поступки твои подобающие. Так что красота спасёт город! - почти по-достоевски убеждён уличный художник Александр ЖУНЁВ.
Сначала был бизнес
А.Ж.: - Пять лет назад я открыл магазин креативных футболок. Понятно, что его нужно было как-то продвигать, а денег на наружную рекламу кот наплакал. Вот и пришла мысль сделать рекламу в виде граффити. Поначалу заказывал. Но зачастую у граффитчиков не получалось то, что мне хотелось бы. Стал объяснять и показывать, как мне видится. И понял, что рисовать - это не так уж сложно, как кажется на первый взгляд. Некоторые удивляются, но у меня нет профессионального художественного образования. По ИЗО была твёрдая «тройка», рисовать в школе не любил. Хотя нет - на партах нравилось что-то изображать. В итоге сам стал рисовать граффити, искал информацию в Интернете и понял, что мне гораздо интереснее и ближе стрит-арт. Он позволяет играть с формой, изменять объекты городской среды, создавать необычные вещи.
Знаковый Есенин
А вскоре на свет, вернее на стене, появился портрет Сергея Есенина, вдохнувший неожиданный смысл в неказистый доселе долгострой - уродливое бельмо в центре «культурной столицы».
«АиФ-Пермь»: - Почему Есенин? Почему именно здесь?
А.Ж.: - Сначала пришла идея, что нужно рисовать именно на этом месте. Никем не охраняемая большая стена, уже разделённая на квадраты: даже не надо размечать картинку для рисунка. Потом стали думать, что изобразить. Захотелось сделать вещь, которая бы полюбилась и была понятна многим горожанам, а не представителям какой-то субкультуры. Вспомнил, у моей бабушки на столе стояла картинка в серо-чёрных тонах, на которой был изображён Сергей Есенин около берёзки. Мне его поэзия очень нравится. Поначалу помогали рисовать друзья - промышленный альпинист Сергей Путин и граффитчик Слава Моff. А вот доделывал уже один.
«АиФ-Пермь»: - Не мешали рисовать? Например, бдительные стражи правопорядка?
А.Ж.: - Нет. Прохожие спрашивали, из какого мы кружка. (Смеётся.) Поднимаясь по верёвкам, часто видел милиционеров: они инспектировали заброшенное здание, где собираются бомжи и наркоманы. Милиционеры интересовались, одобряли: «Молодцы!» Ещё помню стаи беспризорных собак. Вот их я опасался. Но, к счастью, всё обошлось.
«АиФ-Пермь»: - Твой портрет поэта - тот случай, когда наутро проснулся знаменитым?
А.Ж.: - (Смеётся.) Можно сказать и так. Многие потом благодарили. Хотелось показать людям, что город можно сделать красивее таким простым способом. Думаю, нам это удалось.
Назад, к истокам
«Это великолепно! Как вы такое смогли такое придумать? Мы ничего подобного не встречали!» – глядя на пятиэтажку в Кудымкаре, восклицали иностранцы, приехавшие в конце прошлого лета на фестиваль современных культур «Изъюр». А удивляться было чему: за пару месяцев команда Александра Жунёва рядовой на первый взгляд дом превратила в настоящее произведение искусства. Смотришь на пятиэтажку прямо - по её стене тянутся к солнцу золотистые колоски с окнами-зёрнышками. А при движении к торцу дома колоски «складываются»… в портрет Кудым-Оша, легендарного основателя Кудымкара. Есть что-то завораживающее во взгляде героя коми-пермяцкого эпоса, который пристально, не отрываясь, следит за вами. Есть что-то фантастическое, когда руки медведя с повязки на голове героя хотят обхватить и вас.
А.Ж.: - Это мой самый важный проект. Идею, как это часто бывает, подсказал местный колорит. Мне приглянулась архитектура в Кудымкаре: дома из белого кирпича, на которых выложены из красного кирпича коми-пермяцкие узоры, символы, изображения животных. На боковой стене «нашего» дома были «сделаны» колоски, решили продолжить эту тему. Эффект наложения, из которого можно сделать новую картинку, «подсказал» соседний дом, где узорчатые треугольники, когда идёшь мимо, плавно заезжают друг за друга и сливаются. Специально посмотрел, как изображал Кудым-Оша известный художник Виталий Оньков. И попытался в его стиле изобразить героя. Мне вообще коми-пермяцкая культура, её стилистика, пришлась по душе. Это одна из немногих исконно наших, аутентичных культур в крае. У меня самого коми-пермяцкая фамилия - переводится как Снегирёв. Теперь Кудымкар для меня вторая родина.
«АиФ-Пермь»: - У тебя в блоге есть фотография, где ты ходишь с весьма необычным гипсом на руке…
А.Ж.: - Угораздило в первые дни работы над домом в Кудымкаре упасть. Нарушил технику безопасности. Вроде пролетел-то метра три, но этого хватило, чтобы сломать руку.
Мне нравится в форме каждого объекта отыскивать образы. У нас с женой даже есть игра, когда мы прогуливаемся по городу и представляем, на что похожи те или иные объекты, здания, сооружения, какие образы можно в них «вписать». И вот гипс напомнил мне рыбу, которая словно «заглатывает» руку. Попросил друга Андрея Казакова мне её нарисовать. Так и проходил больше месяца, а дом с Кудым-Ошем левой рукой красил.
Дали и трели дрели
«АиФ-Пермь»: - Есть любимые уличные художники?
А.Ж.: - Мне, например, нравятся работы таких художников, как Марк Дженкинс, Бэнкси, Blu. Они делают осмысленный стрит-арт. Моё убеждение: стрит-арт должен нести смысл. Поэтому я всегда стараюсь вкладывать какой-то смысл в свои произведения и арт-объекты. Ещё я с детства люблю творчество Сальвадора Дали. Поэтому, кстати, в прошлом году в свадебное путешествие с женой отправились в Испанию. Целый день провёл в Фигерасе, где расположен театр-музей известного испанского сюрреалиста. С удивлением обнаружил, что Дали был настоящим мастером 3D-изображений. В общем, этот театр-музей оказался гораздо современнее, чем наш PERMM. Хотя и создавался 40 лет назад.
«АиФ-Пермь»: - Увидел в твоём подъезде трафаретное изображение человека, сверлящего себе ухо. Твоих рук дело?
А.Ж.: - Моих. Открытка-послание соседу с десятого этажа. Но пока не помогает. (Улыбается.) Вот сегодня утром опять он разбудил: спозаранку что-то сверлил. Что тут поделаешь?! Кстати, есть мечта сделать в нашем подъезде галерею стрит-арта, чтобы проводить здесь экскурсии. А вообще идей и задумок - миллион. (Мечтательно.) Мне бы команду художников, я бы весь город разрисовал.
Досье
Александр ЖУНЁВ родился 10 мая 1984 г. Окончил геологический и экономический факультеты ПГУ. Известные работы: портрет Сергея Есенина, «рыбофоны» (например, «Неравный брак»), «радужный дом» на Разгуляе, «Сны о любви», серия трафаретов на электрошкафах (Пермь), инсталляции «Не наступай» и «Колючий гимн» на «Пилораме-201», монументальный стрит-арт «Слава ракетчикам Звёздного». Хобби - спелеология. Женат.
Смотрите также:
- Тайна старого чемодана. Как молодёжь увлечь историей Пермского края? →
- Татьяна Толстая в Перми: «Праведником жить - с ума сойти можно» →
- Какое искусство мы хотим? →