Ольга Аверкиева: «Для съемок игрового кино нужен большой жизненный опыт»

Ольге Аверкиевой 24 года, однако она уже зарекомендовала себя как подающий надежды режиссер-кинодокументалист.

   
   

Девушка сняла запрещенный к показу в России (по просьбе самих героев) документальный фильм «Блудный сын», стала получателем Гран-при на презентационном мероприятии европейского уровня в Польше, оказалась самым молодым режиссером, принявшим участие в создании киноальманаха «Признание в любви».  И буквально недавно победила на питчинге (презентация незаконченных работ – прим. авт.) дебютантов на Московском кинофестивале. Членов жюри поразил трейлер еще неоконченного фильма «Мама, папа, я», в котором рассказывается о семье, где родители в разводе. Маленький мальчик вынужден по очереди жить то у мамы, то у папы.

Накануне окончания съемок киноленты Ольга встретилась с журналистом «АиФ-Прикамье».

Елена Мокрушина, «АиФ-Прикамье»: Расскажите о героях ваших фильмов. По какому принципу вы их выбираете? Какие люди вам интересны?

Ольга Аверкиева: У меня было не так много фильмов, чтобы сложилась какая-то тенденция. Первый фильм был про моего лучшего друга, который страдает алкоголизмом. Это вызвало острый кризис в семье, повлияло на отношения между его родителями. В «Блудном сыне» я отталкивалась от жизненной ситуации. На тот момент я думала, что, если я не сниму это кино, то будет все плохо. Но вот я сняла его, и ничего не изменилось. Мне стало лучше, но ситуация не разрешилась. Это был первый наивный фильм с точки зрения воздействия. Кино не должно воздействовать на героев, оно должно воздействовать на зрителей.

Кадр из фильма «Блудный сын» Фото: Кадр из фильма

Второй фильм – про Соню Макарову, которой помогал фонд «Дедморозим», для нее собирали деньги на лечение в Германии. Мы с ней познакомились, когда я делала сюжет для телевидения. А потом я решила снять кино.

Обычно я шла от героя к теме. В случае с последним фильмом все было наоборот – я придумала тему, на которую хочу снять кино. И уже под тему искала героев.    
   

– И какие темы интересны вам сейчас?

– Изначально мне хотелось снять кино про папу-одиночку. Мне лично эта тема очень интересна. Начала искать героя в соцсетях. Нашла группу отцов-одиночек Перми. Нашла потенциального героя, написала ему. Но потом оказалось, что он не совсем одиночка, там ситуация сложнее, родители в разводе, и ребенок живет с ними по очереди. В общем, герой согласился, я познакомилась с ребенком, с мамой, и постепенно мы начали снимать кино.

– Сложно ли найти общий язык с героями?

– Обычно нет. А про тех, кто не хочет быть героем фильма, и снимать ничего не нужно.

– Сколько вы обычно тратите времени на производство фильма?

– Съемочный период – год, съемки велись с сентября 2014 г. по сентябрь 2015 г. Но вообще весь процесс занял примерно два года, ведь познакомилась с семьей я в январе 2014 года, а выход фильма назначен на ноябрь 2015 г. Все зависит от режиссера. Бывает, кино за день снимают, за два дня монтируют, и оно гениальное получается.

Кадр из фильма «Почтальоны счастья», ставшего частью киноальманаха «Признание в любви». Фото: Кадр из фильма

– Как вы решили стать кинодокументалистом?

– Все произошло случайно. Я училась на философском факультете в ПГНИУ. Выдержала год и ушла. Я занималась в театре-студии КОД под руководством Марины Оленевой. Начиная с 6 класса, хотела стать театральным режиссером. Но в том году, к сожалению, на театральных режиссеров не набирали. В том же году был открыт набор и на кинорежиссеров. Я сходила туда, написала все экзамены на «пятерки» и поступила. Это был первый набор в Перми. А любовь именно с документальным кино у меня случилась после первой «Флаэртианы».

Как студенты Павла Печенкина, мы участвовали в организации фестиваля. Сначала как зрители, потом как волонтеры. А в этом году я стану куратором студенческого конкурса. Он будет проводиться впервые с моей подачи и разрешения Павла Анатольевича. Студенты со всех вузов, где преподают кино, присылали свои работы. Мы отобрали 16 фильмов, 4 из них – дебютные. Среди них есть одна пермская кинолента, что очень приятно.

– Есть ли у вас любимые документальные фильмы?

– Самое большое удивление и интерес вызвал, конечно, фильм «Старше на 10 минут» Герца Франка. Из последнего – мне очень понравился фильм Ивана Твердовского «Корыто, лыжи, велосипед». Очень люблю пермского режиссера Олега Федорущенко.

– Ваш отец – известный пермский общественный деятель Игорь Аверкиев, мама – профессор кафедры мировой литературы и культуры ПГНИУ Нина Бочкарева. Влияет ли это на вашу работу? Обсуждаете ли вы с родителями свои фильмы?

– Я редко показываю им черновые варианты, обычно они смотрят сразу результат. С родителями проще, им всегда нравятся мои работы. Иногда даже дают мне советы. Но у нас есть определенное разделение. Если я занимаюсь кино, то я в этом эксперт, они слушают мои советы о том, что посмотреть. А если папа занимается общественной деятельностью, то я прислушиваюсь к его советам по этому поводу. Но стараюсь в это особо не лезть.

– А вы сами бы хотели стать героиней документального фильма?

– Не знаю, как у других режиссеров, но у меня тайная мечта, чтобы кто-то снял фильм про меня! Но моя жизнь, наверное, не так интересна, как у героев моих кинолент.

– Документальное кино для вас – это временное увлечение или все же призвание?

– Я не собираюсь менять профессию. Пока (смеется). Это явно судьба, раз случилось такое случайное попадание.

Я иду медленными шагами. У меня многие однокурсники хотят снимать уже игровое кино. Я к этому не готова. Не знаю, какой должен быть жизненный опыт, чтобы снимать игровое кино. Даже для документального кино мне порой не хватает жизненного опыта, а игровое кино – это моделирование реальности. Пока я за это даже не берусь.

Смотрите также: