Он потерял работу полгода назад после того, как на своей странице в соцсети выступил в защиту Навального. До пенсии капитану полиции оставалось 35 дней.
Двойные стандарты
– Мой портрет в рамочке разместили на доске позора в краевом УВД рядом с ворами в погонах и прочими асоциальными элементами. Если бы я сказал: «Руки прочь от Путина!», то мне бы сказали «Молодец!», хотя формально это было бы более тяжким нарушением, потому что я высказал бы публичную оценку в отношении должностного лица.
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: – Закон это запрещает?
Артём Файзуллин: – Статья гласит, что недопустимы «публичные суждения, мнения, оценки о деятельности органов государственной власти». То есть формально любой сотрудник, выступивший с одобрением деятельности, например, президента, попадает под тот же пункт, что и я. И должен быть также уволен. Мне было сказано, что если я выступаю в поддержку Навального, значит, я высказываюсь против органов государственной власти, его преследующих. Но вспомните истории Буданова, Ульмана, которых судили по обвинению в преступлениях, совершённых в Чечне. Тогда многие действующие сотрудники правоохранительных органов, даже из числа руководителей, высказывались в их поддержку. И никого за это не осудили и тем более не уволили.
Преступление и наказание
– Что конкретно стало камнем преткновения?
– В апреле прошлого года в Фейсбуке я разместил фотографию всей семьи. Мы с женой и дочкой держим в руках плакат с надписью: «Дело против Навального - дело против всех нас!». Моя позиция была связана с расследованием по «Кировлесу», которое готовилось к рассмотрению в суде. В то время в Сети было много тех, кто фотографировался с подобными текстами. Навальный выложил в Интернет очень большое количество материалов по «Кировлесу» в открытый доступ. Я это всё добросовестно проштудировал. У меня высшее юридическое образование. Базовые знания позволили мне понять, что там просто тень на плетень навели. По сути, это спор хозяйствующих субъектов. С ним - прямая дорога в арбитраж. Но не в уголовный суд. Сам Навальный, по моему мнению, не пристёгивается к делу, он где-то сбоку-припёку. Я считаю, его насильно притянули к делу. Почувствовав, что человека преследуют по политическим мотивам, я решил проявить свою позицию. Причём, это не было спонтанным шагом. Я и до этого вёл активную интернет-деятельность, публиковал свои мнения. Например, писал про Ходорковского, Pussy Riot. Высказывал свою позицию как юрист.
– О последствиях не думали?
– У меня были некоторые опасения, что с учётом моей деятельности это может иметь для меня какие-то негативные последствия. Но мне показалось, что стыдно бояться. Я считаю, что в России много основано на страхе. Кто-то боится потерять работу, кто-то - свободу, кто-то Родину даже. У каждого есть свой страх в этой системе. Я выложил в Интернет фотографию, и она спокойно три месяца там была. А в начале июня прошлого года она кому-то из руководства попала на глаза. И начались разборки, которые закончились моим увольнением. Формально я уволен за совершение поступка, порочащего честь сотрудника органов полиции.
– Причём уволили за 35 дней до пенсии по выслуге, лишив всех званий и привилегий?
– Да, при этом знали, что у меня двое детей на содержании. Старший ребёнок - инвалид, у девочки нарушение обмена веществ, и ей четырежды в день нужно принимать дорогостоящие препараты. Более того, на моём примере начали назидательно наставлять других сотрудников. Вот, мол, ничего не остановит нас - ни месяц до выхода на пенсию, ни наличие иждивенцев, ни инвалидность ребёнка, - если вы сделаете шаг в сторону от генеральной линии.
Пример для детей
– Вы уже полгода не можете найти работу. Думаете, это не случайно?
– Не думаю, что в отношении меня было отдано определённое распоряжение не принимать на работу. Хотя знакомые советовали уезжать из города, так как работу я здесь не найду.
– Сейчас нет сожаления, что вы это сделали?
– Я над этим много думал. Если бы знал, что сложится именно так, всё равно бы так поступил. Для меня очень важный стимул - пример для детей. Все мы учим их правильным вещам. Дети подрастают и понимают, что взрослые порой говорят одно, а делают другое. Не хочу, чтобы мой старший ребёнок задал мне когда-нибудь такой вопрос: «Папа, а почему ты говоришь одно, а делаешь другое?»
Мои знакомые, узнав об этой ситуации, как-то зашевелились. Люди стали думать, искать информацию, чтобы понять, почему я так поступил. Я пришёл к выводу, что государство - это самодовлеющая сила. И, не будучи никем скованным, оно будет ползти, как грибок, подавляя общество, организации, людей. Не потому, что оно плохое или хорошее, так будет поступать любое государство. Оно существует в тех рамках, которые общество ему устанавливает. Поэтому существование таких институтов, как независимая пресса, независимые суды, очень важно. Однако то, как развивается государство, зависит напрямую от каждого из нас.
Досье
Артём Файзуллин, родился в 1976 г. в Березниках. Окончил Омский институт МВД (сейчас академия) с красным дипломом. С 1997 по 2013 гг. работал в Березниковском УВД, сначала оперуполномоченным, потом экспертом-криминалистом. Женат. Имеет двоих детей.
Смотрите также:
- Сергей Титов: «Белой вороной быть не боюсь!» →
- Власть толпы или гнев народа? →
- Зона как созависимость →