Отвечает Председатель Пермского общества защиты прав потребителей Петр Бондарчук:
- Действительно, мы очень часто получаем обращения от граждан, недовольных работой управляющей компании. И это вполне понятно. Управление многоквартирным домом – тоже бизнес. А как зарабатывать деньги, каждый коммерсант решает по-своему. Кто-то идет по пути наращивания профессионализма и укрепления репутации, а кто-то предпочитает легкие деньги и закрытость от любых вопросов со стороны клиентов (в роли которых, в данном случае, выступают жильцы многоквартирного дома).
Тем не менее, повлиять на нерадивого коммерсанта, работающего в ЖКХ, возможно. Да, коммунальное хозяйство перестало быть государственной сферой деятельности. Да, официально власти не могут вмешиваться во внутренние дела этого бизнеса, пускай он и связан с принципиальными вопросами городской жизни. Однако Закон о защите прав потребителей и другие ключевые законодательные акты, которые существуют в России, распространяются на всех без исключения бизнесменов и на любые отрасли бизнеса. Поэтому, если Управляющая компания действует незаконно, у потребителя есть все рычаги для того, чтобы повлиять на эту ситуацию.
В частности, если жилец получил счета по оплате коммунальных услуг, а суммы, указанные в квитанции, ему не понятны, он имеет полное право обратиться в Управляющую компанию с вопросами. Откуда взялись эти цифры? Почему за один месяц та или иная услуга подорожала? Куда тратятся деньги, которые вносят жильцы за оплату услуг ЖКХ? Сотрудник УК обязан ответить на любой подобный вопрос.
Если же в Управляющей компании заявляют, что интересующая жильца информация – это коммерческая тайна, необходимо действовать более жестко. Для начала не стоит тратить время на устные переговоры. Потому что все эти диалоги не имеют юридической силы. Лучше сразу составить письменное заявление, в котором подробно изложить все интересующие жильца вопросы. При этом один экземпляр отдается в Управляющую компанию, второй остается у жильца. В такой ситуации работники УК не смогут проигнорировать вопросы жильца, так как на все письменные обращения Управляющая компания обязана отвечать.
Если же сотрудники УК просто не принимают заявление, нужно привести с собой двух свидетелей и в их присутствии составить акт об отказе. Свидетели, как и сам жилец, должны поставить в акте свою подпись. Однако, чаще всего, до этого дело не доходит. Как только становится понятно, что жилец знает свои права и готов за них бороться, работники УК, чаще всего, отступают и принимают заявление.
Если же в итоге ответ на заявление жильца не удовлетворяет или вызывает сомнение, а также, если есть основания полагать, что Управляющая компания незаконно завышает тарифы, то остается один путь – идти в суд. Формулировка, с которой будет подано заявление, может варьироваться в зависимости от ситуации. Главное, предоставить собственные расчеты тарифов или доказательства незаконности действий УК. Тогда, в случае судебной победы, Управляющая компания обязана будет произвести перерасчет неверно начисленных сумм, и в дальнейшем почти наверняка будет общаться с жильцами более корректно.
Есть вопрос в рубрику "Потребитель"? Задайте его прямо сейчас!
Смотрите также:
- Проблема, навязшая в зубах. Общедомовые нужды: платить или не платить? →
- Прямой расчёт. Надо ли соглашаться на инициативу поставщиков ресурсов? →
- Горожан бросает в жар →