На грани выживания

   
   

Разговоры о повышении зарплаты педагогов оборачивались порой откровенным фарсом. Учителя после таких перерасчётов нередко получают даже меньше, чем раньше. Ведь с них тут же снимаются какие-то доплаты. 

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили Зою ГАЛАЙДУ - председателя Пермского краевого профсоюза работников образования и науки РФ.

- Зоя Ивановна, профсоюзы как-то борются за достойную зарплату учителям?

- Вопросы оплаты труда работникам образования за последние три года дошли до такого уровня, что не решать их было нельзя. Прожить на учительские зарплаты стало просто невозможно. В 2009- 2010 гг. нашим профсоюзом были объявлены коллективные действия: мы провели переговоры с властными структурами на местном уровне, участвовали в пикетировании Государственной думы, организовали пикетирование краевого Законодательного собрания, встречались в главой краевого правительства Валерием Сухих. В результате ещё до предложения Владимира Путина добились увеличения заработной платы учителей в 1011 г. дополнительно на 4% (сверх 6%-го увеличения, запланированного в краевом бюджете). В сумме получилось 10%. Но что такое 10% к шести тысячам рублей зарплаты среднестатистического учителя начальной школы? Это дополнительные 600 рублей. Они не защитят от нищеты.

- Спасёт ли положение новое предложение Путина?

- Премьер-министр предложил довести среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в экономике. Радует, что решение этого вопроса взято под жёсткий контроль правящей партией. Положение о том, что средняя зарплата учителя должна постоянно находиться на уровне средней зарплаты в экономике, содержится в проекте Закона об образовании.

На днях я присутствовала на видеоконференции, где заслушивались отчёты территорий по этому направлению. Выяснилось, что в четырёх территориях в результате сентябрьского повышения зарплата учителей даже превысила среднюю оплату труда в экономическом секторе. 41 территория сентябрьским 30%-м повышением сравняла учительские средние зарплаты с существующими в экономике. И 38 территорий, в том числе и Пермский край, пока не достигли желаемых показателей, но выполнили первую часть задания: повысили фонд оплаты труда учителей в среднем на 25%.

   
   

Везение рубль бережёт

- Средние цифры в отрасли - но ещё не зарплата конкретного учителя.

- Фонды оплаты труда педагогов и в самом деле увеличены. Но деньги приходят в школу, а там внедрена НСОТ - новая система оплаты труда. И начинаются сложности. У нас в образовании отсутствует научное обоснование стоимости труда учителя. Есть человеко-час, который стоит очень дёшево. И в результате базовая гарантированная часть зарплаты учителя не соответствует даже прожиточному минимуму: составляет четыре-пять тысяч рублей. Вот и получается: учитель физики, допустим, в Краснокамске, при нагрузке в 2,5 ставки (43 часа) получает зарплату в 8,9 тыс. руб. Сама структура оплаты труда, на мой взгляд, ущербна. При таком положении дел не будет удовлетворения у педагогов, сколько бы ни повышались нормативы на одного ученика. Если учителю «не повезло» и он ведёт «невыигрышный» предмет или попал в «невыигрышный» микрорайон, где дети не в состоянии показывать высоких результатов, то будет работать на мизерную гарантированную часть зарплаты. И не потому, что он плохой учитель, - просто попал в такие обстоятельства. Я считаю, у нас должна быть достойная гарантированная постоянная часть оплаты, складывающаяся из ставок и окладов. На неё должны нанизываться коэффициенты, отражающие квалификацию учителя, стаж работы. Именно эта часть зарплаты должна индексироваться, повышаться. Стимулирующий фонд, безусловно, нужен. Но не в ущерб достойной базовой части. Пока что при повышении фонда оплаты труда, когда деньги приходят в школу, конкретный учитель может и не ощутить повышения зарплаты.

- А инфляция «съедает» последние гроши.

- У нас происходит подмена понятий: повышение зарплаты и её индексация. Если инфляция составляет 8%, а повышение зарплаты - 30%, то реально зарплата вырастет всего на 22%. И уж если принимаются решения по индексации, значит, она должна проходить регулярно. Если увеличивается размер МРОТ, давайте выделим достаточно средств на решение этого вопроса. Если вводится новый стандарт в начальной школе и требует дополнительных государственных вложений - обеспечьте школу этими финансами. Аксиома? На самом деле весьма насущный вопрос. Обычно получается всё наоборот: решение принимается, а фонд оплаты труда увеличивается недостаточно. В результате что-то где-то «рвётся» и не происходит реального повышения. Порой нарушается закон: уральский коэффициент включается в МРОТ. Мы в массовом порядке по суду устраняем такие нарушения. 

 Узда для узурпатора

- Администрация школы может распределять стимулирующие доплаты по своему усмотрению. Здесь и до злоупотреблений недалеко…

- Сегодня перекосы есть. Некоторые директора устанавливают себе заоблачные зарплаты. Казалось бы, вопрос регулируется, но всегда найдутся некие лазейки для недобросовестного руководителя (внебюджетный фонд и т. д). Я не говорю, что у руководителя должна быть низкая зарплата. Но фонд оплаты труда в школе один на весь педколлектив, и всё должно быть в пределах разумного. Порой директор пытается узурпировать власть над фондом оплаты труда. Кстати, в тех учреждениях, где есть профзоюзные организации, таких явлений, как правило, не происходит.

В этом году власть проявляет небывалое внимание к отрасли образования. Конечно, сказывается предвыборная гонка. Но есть и общее понимание, что медлить с решением материального обеспечения учителей больше нельзя. Только доведя зарплату педагогов до реальной стоимости труда в этой отрасли, мы вправе предъявлять высочайшие требования к учителю. 

В апреле фонд оплаты учителей в Пермском крае увеличился на 3,4% , в июле - на 6, 5% в сентябре - на 18%, в октябре - ещё на 3%. Таким образом, будет достигнуто 30%-е увеличения по сравнению с первым кварталом нынешнего года. Но это не значит, что реальные зарплаты педагогов вырастут на 30%, объяснили нам в одной из гимназий Перми. Увеличится на 30% оплата за часы. Но это лишь малая часть зарплаты, составляющая мизерную сумму.

Впрочем, оплата за сентябрь посчитана в школьных бухгалтериях «на глазок». Бухгалтерского программного обеспечения, имеющего силу закона, в школы пока не спущено. Так что педагогов предупреждают: в октябре, скорей всего, будет перерасчёт.

Смотрите также: