По Перми прошла волна слухов. Говорят, власти выселяют театр "У Моста". Мол, какому-то толстосуму приглянулось это здание, а главное - место, где оно расположено. Мы обратились к художественному руководителю театра Сергею Федотову, чтобы получить информацию из первых рук.
Из театра никуда не уйдём!
- Сергей Павлович, скажите, что сейчас происходит с театром - идут ли спектакли или артисты уже сидят на чемоданах?
- Нет, на чемоданах ни-кто не сидит. Мы по-прежнему работаем. Спектакли идут. Залы переполнены. Также, как всегда, зрители спрашивают лишних билетиков. Конечно, многие интересуются: "А вот везде пишут, что вы не играете, говорят, у вас крыша падает...". Для особо любознательных проводим экскурсии - водим на крышу, показываем: вот, посмотрите сами, стропила и перекрытия крепкие. Так что бояться нечего. Тем не менее в газетах появляется "чёрный" PR. В одной газете я прочитал, что в театре выставлен пост, который наблюдает за развитием трещин на потолке! Да ничего подобного не было и нет! Нет никакого поста! И трещин никаких нет! Потолок в зале побелили прошлым летом, и он до сих пор, как новенький.
- Скажите, кому надо нагнетать обстановку?
- Это длинная история. Театр давно нужно было ремонтировать. Для получения денег из бюджета города в 2004 году на средства театра была проведена экспертиза, которая показала серьёзный износ чердачных перекрытий. Мы сделали заявку на три миллиона рублей и предоставили эту экспертизу в Департамент по культуре. Поскольку денег нам тогда так и не выделили, мы в течение двух лет сами делали ремонт крыши и выполнили практически все предписания экспертизы.
В прошлом году мы снова подали заявку уже на более серьёзный ремонт крыши с обустройством мансарды, где будут дополнительные склады для хранения декораций и костюмов. В феврале этого года нам наконец выделили 2,5 млн рублей, и тут начался настоящий Театр Абсурда! Департамент должен был провести конкурсы на проект и подрядчика. Неизвестно, по какой причине конкурс на проект не проводился, а конкурс на подрядчика тянулся пять месяцев. Выиграла строительная фирма "Импульс-Трейд". Мы были вынуждены заключить с ней муниципальный контракт и перечислили аванс - 500 тысяч рублей. И что же? Пришли три узбека и стали убирать мусор. На том весь ремонт и закончился, а "Импульс-Трейд" стал искать причины не начинать строительство. После неоднократных встреч с руководством этой фирмы стало ясно, что они и не собирались делать ремонт. Главная их цель была - получить деньги. Я обратился к начальнику департамента Алексею Родину за помощью. Вместо помощи, как всегда, всю вину за срыв ремонта департамент свалил на театр. Мы, естественно, возмутились, и тогда департамент издал "исторический" приказ N106 за подписью И. Дурневой о закрытии здания и прекращении деятельности театра. На основании экспертизы 2004 года крышу объявили аварийной. А наши доказательства выполнения предписаний экспертизы никто во внимание не взял. Далее состоялась встреча у главы администрации Перми А. Каца, где было приказано департаменту провести новую экспертизу. Этот приказ департамент не выполнил, а выдал за новую экспертизу визуальный осмотр чердака. Бред! Нам пришлось заказывать экспертизу проектному институту на свои деньги.
- Как вы отнеслись к предложению краевой администрации взять ваш театр под своё крыло?
- Я считаю это очень важным событием в нашей жизни. Во-первых, это возможность перехода в другой статус, а во-вторых - это признание заслуг театра в создании имиджа Пермского края.
Демоны будут мешать и вредить
- Вы, пожалуй, единственный пермский режиссёр, кто постоянно ставит спектакли за границей. Зачем вам это надо?
- Мне интересно. Я по натуре авантюрист. Я приезжаю в неизвестный театр, где актёры не понимают русский язык, где совсем иная ментальность, где совершенно другая театральная система, где у людей иные интересы и другой уровень жизни. А я должен в самый короткий срок (полтора-два месяца) обратить этих людей в свою веру. Поставить мистический спектакль в стиле театра "У Моста". Конечно, это невозможно! Но я всегда говорю: это невозможно, но РЕАЛЬНО.
- В репертуаре вашего театра много спектаклей, поставленных по пьесам ирландского драматурга Мак-Донаха. Что привлекает вас в этом авторе?
- Прежде всего его мощнейшая энергетика. Мак-Донах - уникальный автор. Кто его понимает, может разговаривать с ним на одном языке - счастливые люди. Этот автор - загадка, ребус. Это высокая литература и новый театральный язык. Недаром Мак-Донаха называют театральной сенсацией Европы. Я рад, что именно наш театр открыл этого замечательного драматурга для России. После нашей премьеры начался невероятный резонанс по всей стране. В Пермь на эти спектакли приезжают люди из других городов России. Уже на пяти фестивалях мы показали нашего Мак-Донаха и везде получили главные награды. После наших выступлений многие театры России обратились к его творчеству. Но ключ к этим пьесам найти нелегко. Это гремучая смесь неореализма, абсурда, гротеска, комедии, да ещё с элементами инфернальности.
Недавно мы выступали в Москве на фестивале "Новая драма" под эгидой "Золотой маски". В программе фестиваля также была представлена "Красавица из Линнена" Академического театра им. Вахтангова. Столь титулованного соперника мы не испугались и победили. Иван Маленьких получил приз за лучшую муж-скую роль. А вахтанговский спектакль так и не доиграли, начался пожар.
- Вас знают как большого любителя мистики. А за границей происходит что-нибудь мистическое во время спектаклей?
- Ещё как происходит! Недавно в Чехии я ставил "Панночку". Обычно я не повторяю свои спектакли, но чехи очень хотели, чтобы у них появилась своя "Панночка". Во время репетиций всё шло подозрительно спокойно. Никаких мистических знаков. Я был удивлён. Неужели инфернальные силы потеряли ко мне интерес? Решил проверить. Перед самой премьерой отправил в Пермь SMS такого содержания: "Все слишком спокойно. Завтра на премьере демоны будут мешать и вредить, но мы сильнее и победим. Просто я работаю волшебником". На другой день за пять минут до премьеры вбегает мой помощник и паническим голосом сообщает: "Пан Федотов, мини-диск "с ума сошёл", его заклинило". Я проверил, действительно проигрыватель мини-дисков вёл себя как сумасшедший: играл одну и ту же мелодию, на выключение не реагировал. Через пять минут также "сошёл с ума" и второй мини-диск. Я принял решение играть без музыки. Актёры были в шоке, но мужественно начали спектакль. И случилось чудо. Минут через десять после начала включились оба проигрывателя, и мы продолжали уже с музыкой. Но это ещё не всё. В конце первого действия ворота сорвались с петель и чудом не упали на актёра, который играл Хому. В антракте мы всё исправили, зритель даже не заметил накладки. Ну, думаю, всё, на этом потусторонние силы успокоятся. Так ведь нет. Приезжаю в Пермь - и мне сообщают: у отца баня сгорела. Я сначала не поверил, а потом выяснилось, что баня загорелась в тот самый момент, когда в Чехии мы исправили ворота. Значит, демоны поняли, что в Чехии им меня не взять, и они перелетели в Россию.
А во время наших послед-них гастролей в Праге тоже мистики хватало. Мы играли "Красавицу из Линнена", а пьеса начинается словами: "Ну что, дождик?!". Как только эта фраза прозвучала, на улице хлынул бешеный ливень. В зрительном зале по стенам потекли дождевые потоки, а радиорубку залило полностью. Отключилась музыка, звукорежиссёр по щиколотку стоял в воде, осветитель замотал пульт полиэтиленом. А мы с ужасом ждали электрического замыкания. Полчаса продолжалась эта борьба со стихией. И мы опять победили.
- Заигрывать с потусторонними силами не рекомендуется. Вы не боитесь, что для вас это может плохо кончиться?
- А я вообще ничего не боюсь. Я знаю, что с демонами общаться нельзя, надо делать вид, что их не замечаешь. А главное - в поту-стороннем мире есть белое и чёрное, есть Бог и дьявол. Каждый выбирает своё. Я выбрал Бога. А ещё у каждого есть ангел-хранитель. Во всяком случае, у меня он точно есть. Он охраняет не только меня, но и близких мне людей. Помогает в таких ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет. Поэтому я абсолютно спокоен. Всё идёт как надо. Просто я работаю волшебником.
Когда верстался номер
Департамент по культуре администрации города Перми предложил театру "У Моста" сценическую площадку в центре города. В течение двух-трёх недель будет произведено необходимое оборудование этой площадки, и театр сможет туда переехать. По предыдущим приказам департамента театр должен был: "Складировать декорации в Центре культуры им. А. Г. Солдатова. Играть спектакли 3 раза в неделю: по понедельникам - в Пермском театре драмы, в пятницу и воскресенье - в гарнизонном Доме офицеров", что практически невозможно.
В пятницу состоялась встреча А. Родина с сотрудниками театра в новом помещении. Был составлен план работ по оборудованию сцены и зрительного зала на 250 мест.
После возвращения коллектива в отремонтированное основное здание данная театральная площадка будет использоваться как филиал театра "У Моста".