Примерное время чтения: 4 минуты
294

Загадка без разгадки. Театр «У Моста» показал спектакль «Человек-Подушка»

Вадим Балакин / Театр «У Моста»

В апреле в пермском театре «У Моста» при полном аншлаге состоялась премьера по пьесе Мартина МакДонаха «Человек-подушка». Уже сам факт того, что в театре поставили седьмую пьесу драматурга, не мог не интриговать. Билеты на премьеру были раскуплены задолго до назначенной даты. Сергей Федотов, художественный руководитель театра, известен далеко за пределами театральной общественности как самый блестящий и точный интерпретатор ирландского драматурга. За 8 лет он поставил в своем театре почти всего МакДонаха – шесть из семи опубликованных пьес, и каждая из постановок признавалась критиками едва ли не эталоном для последователей.

Однако это «почти» и не давало покоя самому Сергею Федотову. «Человек-подушка» - без сомнения - самая нетипичная пьеса именитого драматурга. Поэтому было решено пойти на эксперимент – режиссером-постановщиком был приглашен Леон Кейн, британский режиссер, член гильдии режиссеров Великобритании.

Фото: Театр «У Моста» / Вадим Балакин

 «Человек-подушка» стоит особняком даже в плане сюжета – действие происходит не в Ирландии или в Америке, как во всех предыдущих пьесах автора, а в условном неназванном государстве, которое при этом имеет схожие черты со многими тоталитарными режимами.  Поначалу перед нами разворачивается детективная история. Молодой писатель Катуриан попадает в тюрьму, где «плохой» и «хороший» полицейские предъявляют ему его собственные рассказы, пытают и требуют признаться в убийстве троих детей. За стеной кричит под пытками полоумный брат Катуриана Михал. 

Постепенно на сцене разворачивается напряженный психологический триллер, который сопровождается страшными рассказами о гибели детей в муках. Однако театр «У Моста» не был бы носителем звания единственного мистического театра в мире, если бы не вытащил на свет тему фатума и рока. Интрига, присущая любому детективу (кто убийца?) раскрывается довольно скоро, но в том и феномен МакДонаха, что постепенно приходит осознание: интрига в другом и кроется гораздо глубже. 

Да, «Человек-подушка» в интерпретации театра «У Моста» остается триллером, однако насилие - при всем своем сильнейшем воздействии - отходит на второй план. Красной нитью в спектакле проходит тема искалеченного детства, инфантильности и безответственности взрослых, но и она не становится лейтмотивом. Это лишь повод задуматься о парадоксальности жизни. 

Черный юмор в спектакле бьет ключом. В этом МакДонах остается верен себе. Как и в том, что сюжет то и дело совершает своенравные повороты, а герои непрестанно переживают психологические метаморфозы и раскрываются с новой, неожиданной стороны. Так, Александр Шаманов в роли полицейского-неврастеника Ариэля очень точно показывает переход от палача к жертве, а Андрей Молянов – от сдержанного, застегнутого на все пуговицы профессионала до искалеченного жизнью монстра.

Валерий Митин, которому досталась сложнейшая роль Катуриана, на наших глазах лавирует от образа наивного писателя на грани графоманства через образ нежнейшего и любящего брата до спокойного, безразличного и местами эгоистичного человека.

Фото: Театр «У Моста» / Вадим Балакин

Василий Скиданов (известный зрителю по своей феноменальной роли калеки Билли в легендарном спектакле театра «У Моста» - «Калека с Инишмана»), вновь играет человека с ограниченными возможностями, но виртуозно уходит от прежнего образа. На наших глазах актер превращается в по-настоящему отсталого и хитрого, жестокого и нежного брата Михала. А его выход в последней сцене спектакля и вовсе становится откровением, абсолютно новым ключом в прочтении всей пьесы, более того – в прочтении самой жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах