Поводом для таких разговоров послужило решение Правительства РФ. Как постановили в верхах, с 15 января сего года число иностранных торговцев на отечественных розничных рынках должно сократиться до 40%. А с 1 апреля чужакам вообще будет отказано в праве на торговлю. Стало быть, рынку придёт конец.
Что называется - приехали! Но это ещё не всё. Также с 15 января вступили в силу поправки к Трудовому кодексу РФ. Речь идёт об использовании в России иностранной рабочей силы. Сейчас въезд гастарбайтеров на территорию России значительно упрощается. Иностранным работникам нужно только заполнить на государственной границе специальную форму уведомления и заплатить госпошлину в размере 1000 рублей за трудовую деятельность. И после этого уже не нужно регистрироваться по месту жительства.
С одной стороны, людям пошли навстречу. С другой - тут же приняли решение сократить число иностранцев на наших рынках до 40%, а впоследствии им вообще будет отказано торговать у нас. Получается, правая рука не знает, что творит левая.
Чтобы понять, как иностранные и местные торговцы восприняли события последних дней, наш корреспондент отправился на пермский Центральный рынок.
К нам едет ревизор!
Главный рынок Перми изрядно тряхнуло ещё до Нового года. Известие о том, что "к нам едет ревизор!" волной прокатилось по торговым рядам.
- Все ждали какую-то важную комиссию, - рассказывает рыночный торговец Владимир К. - Подобные комиссии уже прошерстили многие рынки в стране. Среди контролёров - чиновники, милиционеры, сотрудники миграционной службы, налоговики, санитарные врачи, пожарные и т.д. Говорили, что комиссия пожалует сразу после праздников. Проверку рынков связывали с новой миграционной программой. Уже сейчас вы не увидите в торговых рядах продавцов неславянской наружности. Их словно ветром сдуло! Кавказцы торгуют только в павильоне "Овощи-фрукты". Видимо, они и составляют те необходимые 40%.
Ещё до комиссии местные контролёры позакрывали многие ларьки. Человек продавал в киоске книги. К нему пришли и сказали: "Через два часа чтоб тебя здесь не было!". Никакой дипломатии: пошёл вон - и всё! Спросишь: "За что?". В ответ: "Киоск не соответствует санитарным нормам". Или пожарные к чему-нибудь придерутся.
За последние дни позакрывали практически все рыночные закусочные. Самое интересное, раньше они всему соответствовали, а тут вдруг перестали. На рынке ведь так: сегодня ты работаешь, завтра - нет. Кто такие торговцы? Да никто! У нас ведь нет никаких прав. Профсоюза тоже не имеется. Так что в случае чего защищать нас некому. Хотели как-то свой профком создать. Русские торговцы согласились - мигрантам это не надо. Зачем? Они и так вместе держатся. Опять же диаспора им помогает. А мы, получается, каждый сам за себя...
Поэтому противостоять нам беспределу на рынке сложно. В чём беспредел? Вот я вам скажу, а завтра меня на рынке уже не будет... Ну, к примеру, арендную плату без конца поднимают. По идее, это должно делаться раз в год, об изменениях нужно предупреждать за месяц. У нас это происходит спонтанно. Могут прийти и сказать: завтра аренда повышается... И попробуй возразить. Не нравится - не кушай. Сегодня мы платим за место 300 рублей. Спрашивается: за что? Стоим в закутке - метр на метр, повернуться негде. Неудивительно, что после каждого повышения аренды рыночные ряды заметно редеют. Сейчас вот за мигрантов взялись...
Где ты, русский фермер?
Мясной павильон - сердце Центрального рынка. Свежайшая свинина, говядина, телятина, баранина - мясцо на любой вкус. За прилавками - сплошь розовощёкие славянки. Хотя постоянные покупатели знают, что здесь всегда всем заправляли выходцы с Кавказа. Многие из них сами торговали. И даже если за прилавком стояла русская женщина, чернобровые хозяева находились рядом.
- Просто удивительно, как быстро на рынке отреагировали на решение правительства, - говорит покупательница Лидия Ткачук. - Ни одного кавказца не видно. Я всегда на рынке продукты беру. А уж покупка мяса для меня - настоящий ритуал. Каждую субботу за ним приезжаю. Цены хоть и немаленькие, зато качество какое - с магазинным не сравнить. И что же сейчас будет? Иностранцев всех с рынка уберут. И после этого цены и ассортимент товаров останутся прежними? Сомнительно. Эти реформы сразу ударят по карману покупателей. К тому же кто фруктами будет торговать? Кавказцы же умеют это делать! Ведь они как только ни нахвалят свой товар, каких только комплиментов тебе ни наговорят! Не хочешь да купишь. Наши так не умеют. Да и отвыкли мы уже от вечно зелёных помидоров. Нам апельсины, лимоны подавай.
То, что русские торговцы не заменят кавказцев, ясно, как божий день... В этом можно убедиться, глядя на пустующие прилавки в мясном и овощном павильонах. Администрация рынка шустро отреагировала на команду - подготовить места для товаропроизводителей и фермеров. Подготовила. Вон они пустуют, ждут своих торговцев. А фермеров всё нет. Появятся они? Вряд ли. Хотели бы - давно б уже здесь торговали.
Ларчик открывается просто. Дело ведь не в том, кто торгует. А кто - собственник товара. А вот собственники никуда и не делись. Они просто поставили вместо себя славянок. Сами же отошли в тень, пока все эти миграционные страсти улягутся. Кто ж по доброй воле уйдёт с насиженного места, ведь деньжищи-то на рынке крутятся немереные! Так что торговцы с Кавказа никуда не делись и не денутся. Они по-прежнему закупают мясо у тех же фермеров по бросовой цене. Просто сами не светятся. Но при этом всё равно чужих в торговые ряды не пускают.
А фермеры и не рвутся. С мясом ведь возни много. До рынка ещё довезти надо. Да день за прилавком простоять. Не продал - прогорел: товар-то скоропортящийся. Так уж лучше перекупщикам отдать - пусть хоть и по себестоимости. Обдираловка, конечно. Но что делать - не пропадать же добру. В этом безрадостном положении фермера просматривается отношение к нему государства. Вот если бы государство сделало ставку на частного товаропроизводителя, обеспечило бы его всем необходимым, предоставило выгодные кредиты, ссуды, льготы по уплате налогов. Тогда бы сельское хозяйство поднялось с колен. А решить проблему так, что одних выгнать с рынка, а других поставить на их место, нельзя. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Скажи: изюм...
- Подходи, дэвушка! - зазывает к прилавку жгучий "иностранец". - Бери: курага, финики, киш-миш. Хочешь - бобы бери!
Читаю: "Изум бели", "фасоль красный". Проявляю занудство и говорю, мол, писать надо так-то и так-то. "Ай, слюшай, написать что угодно можно. Ты попробуй, как вкусно - во рту тают!" В общем, без покупки не ухожу, а заодно интересуюсь: давно ли в павильоне пустуют прилавки для фермеров?
- Давно, - отвечает. - Хочешь - занимай. Места всем хватит. Зачем нас отсюда гнать? Мы что, террористы?! Что мы плохого сделали? Я 13 лет здесь на рынке торгую. У меня жена, пять дочек. Я мирный человек. Сама видишь - сухофруктами торгую, витаминами! У меня всё есть - прописка, российское гражданство. Почему меня притесняют?!
В самом деле - почему? Кстати, русскоязычные торговцы по-разному относятся к иностранцам. Одни видят в них конкурентов, мол, торгуют дешёвой обувью - покупателей отбивают, нечего им здесь делать... Другие, наоборот, недоумевают по поводу вытеснения "чужаков" с торговых рядов.
- У нас с сестрой здесь четыре точки, - рассказывает работница рынка Елена. - Увозить и привозить товар нам помогают три грузчика-таджика. Они с нами работают уже пять лет. За это время ни разу не подвели. Не было случая, чтобы они что-то забыли, потеряли, испортили... Работают на износ. При этом получают, как и все грузчики, 240 рублей с места - это собрать, разобрать палатку, увезти, сдать в камеру хранения товар, утром привезти его обратно. Работа очень тяжёлая, к тому же малооплачиваемая.
Русские мужчины на неё не соглашаются. И если идут - через два-три месяца спиваются. А среди грузчиков-мусульман много верующих. Им вера пить не позволяет. Как мы без таких иностранных работников обойдёмся? Вообще, странная какая-то реформа. Говорят, всё это делается для того, чтобы закрыть рынок. Слухи об этом давно уже ходят среди торговцев. Мол, здесь собираются строить большой торговый центр. А рынок хотят перенести в Камскую долину. Да кто ж туда поедет? Сейчас уже говорят о реконструкции рынка. В феврале закрывается мясной павильон, затем на очереди другие. Значит, совсем закрывать не будут и всё останется на своих местах? Кстати, выходцы с Кавказа и других республик давно уже подстраховались. Они регистрируют свои частные предприятия на подставных русских - и живут припеваючи. Те, у кого есть связи и деньги, не пропадут. Как работали, так и будут работать.
Что же государство выиграет от решения выгнать чужаков с рынка? Да ничего - сплошные минусы. То, что цены подскочат и ряд товаров окажется в дефиците - само собой. Реформа приведёт к межнациональной розни - это как пить дать. Но самое главное - это приведёт к ещё большей коррупции. Ведь запретный плод сладок... Не случайно в правительстве практически сразу после принятия решения заговорили о его возможной отсрочке. Во всяком случае, об этом сказал по телевидению глава Минэкономразвития Г. Греф. Что победит в конечном итоге - разум или государственные амбиции - время покажет.