Светлана не дожила до своих шестнадцати лет всего семнадцать дней. 5 марта, уже далеко за полночь, она обошла комнаты четвёртой секции общежития, в которых ещё горел свет. Всё с той же неизменной улыбкой пожелала девчонкам спокойной ночи. И растворилась в полумраке коридора.
Закрывшись в тесной кабинке туалета, девушка связала из пояска для халата удавку. Отмерив необходимую длину, привязала конец пояска к дверной ручке. Присела. Накинула петлю на шею. И словно понимая, что назад дороги не будет, с облегчением сбросила с красивого смуглого лица надоевшую улыбку-маску. Всхлипнув от жалости к себе, резко вытянула ноги. Поясок, вздрогнув, натянулся, затрещал, но не оборвался. Оборвалась жизнь.
Новенькая
В середине января в кабинет директора Кунгурского педучилища Николая Федотова вошли двое. "Я сразу понял, - вспоминает Николай Вениаминович, - что это мать и дочь. Очень уж они были похожи друг на друга. Ясно было и то, что женщина будет просить принять её чадо в училище. Так и оказалось".
До января девушка училась в Лысьвенском медицинском училище. Причину срочного перевода мать объяснила тем, что девочке неудобно добираться до Лысьвы из села Аспа. Нужна пересадка в Кунгуре. Да и дорога обходится недешево. А у них семья живет скромно. Работает только муж. Он тракторист. Получает всего 1,5 тысячи рублей.
Директора не смутило, что у девушки не было на руках документов, подтверждающих её учебу на первом курсе медучилища. Поверив нежданным гостям на слово, он приказал зачислить Светлану, выделил ей место в общежитии. И 26 января в группе Д-11, где обучались будущие воспитатели дошкольных учреждений, появилась новенькая.
Доверяй, но проверяй. Николай Федотов позвонил в Лысьву. В медучилище подтвердили, что девушка действительно у них училась, и пообещали выслать все необходимые документы. Никаких странностей за первокурсницей якобы не замечалось.
Поразительно быстро Светлана сошлась буквально со всеми однокурсниками. И не только с ними. Уже через неделю "своей в доску" новенькую считали многие студенты третьего курса. Её бесконфликтность, желание удружить, именно удружить, а не услужить, отмечали и преподаватели. Все они говорили про девушку примерно одно: весёлая, улыбающаяся, всегда готова помочь, открытая, добрая, общительная. Хотя узнать её хорошо они конечно же не успели. Из пяти недель учёбы в педучилище почти половину новенькая студентка провела на больничном. Лежала целыми днями в общежитии. Домой почему-то не уехала.
Только соседки по комнате да несколько самых близких подруг знали, насколько трудно живётся их новой сокурснице. Света как-то разоткровенничалась, рассказала про сложные отношения в семье. Мать татарка, отец русский. Непонятно, по какой причине он невзлюбил дочь. До седьмого класса ей пришлось жить у бабушки. Когда та умерла, вернулась в отчий дом. А там не очень-то обрадовались.
Сейчас родители практически не помогают. Дают на неделю, а то и на две, всего по сто рублей. Попробуй проживи на эти деньги.
Узнали подруги и о том, что ещё в Лысьве она хотела покончить жизнь самоубийством, но ей помешали выброситься из окна четвёртого этажа. Однако о причине попытки суицида Света умолчала. Впрочем, нынешних молодых столь шокирующим откровением не удивишь. Из-за неразделённой любви сегодня многие играют со смертью. И вены вскрывают, и таблетки глотают. Были такие случаи и в педучилище, но, слава Богу, без фатального исхода. Успевали вытащить влюблённых дурёх с того света.
Поделилась Светлана даже самым сокровенным. Мол, есть у неё парень, которого она любит больше жизни. Но его подставили. Теперь в ожидании суда он сидит в следственном изоляторе в Перми. Хотя она уверена, что её друг ни в чём не виноват, что всё равно своего Ванечку дождётся, и всё у них будет прекрасно.
Последняя капля
На выходные почти вся общага разъезжается по домам. Не стала исключением и суббота 4 марта. Светлане ехать в родное село было не на что. Сто рублей, которые выделили родители еще 23 февраля, давно закончились.
В долг бедной студентке давать перестали. Поняли, что отдать всё равно не сможет. Рассуждали так: девчонка ты хорошая, но и мы живём в небогатых семьях. Однако подкармливали. Ведь им, в отличие от Светы, родители привозили продукты. Не разносолы, конечно. Но всё полегче жилось. Делились и модными нарядами. У самой Светы выбор одежды был невелик. Иногда приглашали в гости.
На этот раз слегка загрустившую подругу позвала к себе домой Марина из соседней комнаты. Незнакомую девушку встретили на удивление радушно. Вкусно накормили. Сводили в баню. Дали денег на дискотеку. В воскресенье, провожая студенток на автобус, мама Марины обняла Светлану, поцеловала и сказала: "Ну вот, у меня ещё одна дочка появилась. Ты не стесняйся, приезжай. А хочешь, справим твоё шестнадцатилетие у нас".
В автобусе Светлана расплакалась. Это было так неожиданно. Но через минуту на лице снова появилась улыбка. "Какая хорошая у тебя мама, - всю дорогу твердила девушка. - Как же тебе повезло. Не то что мне. Ты береги её, Маринка".
В общаге царила "послегостевая" суета. Девчонки делились впечатлениями. Светлана с восторгом рассказывала, как здорово её приняли родители Марины. Радовалась, как малое дитя. В 23 часа ей позвонил знакомый парень из Аспы. Чтобы не мешать, все затихли. И невольно стали свидетелями короткого разговора.
- Привет!
- Привет. Иван просил передать, чтобы ты его не ждала. Между вами всё кончено.
Успокаивали Светлану больше часа. Но она никого не слушала. Плакала и без конца повторяла одну фразу: "Всё кончено. Всё кончено. Меня предал последний дорогой мне человек".
В два часа ночи она зашла в свою комнату, включила свет и стала что-то искать в своих вещах. На неё зашикали: "Спать мешаешь". Девушка извинилась и тут же ушла.
Обнаружили самоубийцу через полчаса. Одна из девчонок зашла в туалет и увидела через узкую щель между дверью и полом край знакомого халата. Заподозрив неладное, наклонилась и, наткнувшись взглядом на синюю руку, закричала от ужаса.
Девчонки выбили дверь и, вытащив мёртвую подругу из петли, пытались сделать ей искусственное дыхание. Когда поняли, что это бессмысленно, позвали взрослых. Милиция приехала минут через двадцать. Убедившись, что произошло не преступление, а действительно самоубийство, тело отправили в морг. На этот раз игра со смертью закончилась трагически.
P.S. До сих пор в четвёртой секции никто не живёт. Студентки обходят страшное место стороной. Ночуют в других комнатах. Директор училища переживает, что не успел поближе познакомиться с новенькой, не поговорил с ней по душам.
О том же жалеет и психолог. Воспитатель общежития Раиса Стяжкова честно призналась, что говорила на педсовете о том, что Светлана - девочка проблемная. С ней надо бы поработать психологу.
Дверь туалета, где повесилась Светлана, заклеена скотчем. Попросили жильцы 4-го этажа. Все, кому самоубийца задолжала, о деньгах не вспоминают. Даже после страшной трагедии, случившейся на их глазах, студентки по-прежнему считают, что из-за любви можно покончить с собой. Они так и не поняли, что с судьбой не стоит заигрывать. Что за минутой слабости нет ничего, кроме вечного холода и темноты.
комментарии
- Вообще-то, совет в таких случаях нужно давать не человеку, который решил уйти из жизни, а людям, окружающим его, - говорит консультант "телефона доверия" городского психотерапевтического центра. - Обращайте друг на друга внимание. Потенциального самоубийцу видно сразу. Он сигнализирует окружающим: "мне плохо". Начинает вести себя не совсем адекватно. Не строит никаких планов на будущее, начинает приводить в порядок дела. Пытается со всеми помириться. Дарит близким любимые вещи, которые раньше никому бы не отдал. Само собой, человек находится в жуткой депрессии. Предложите несчастному свою помощь. Такие люди ждут её. Ни в коем случае не отворачивайтесь от человека, пусть он почувствует вашу поддержку. Можете подсказать и наш телефон доверия: 245-24-24.
- В этой ситуации можно только скорбеть по так рано оборвавшейся жизни, - говорит священник Игорь Ануфриев. - Конечно, здесь сыграла свою роль ситуация в семье: девушка оказалась один на один со своими проблемами, не оказалось рядом близких людей, способных помочь, поддержать.
Но самоубийство - это не выход, даже если очень тяжело. Жизнь духа не прекращается с телесной смертью, а после такой кончины состояние души будет очень угнетённым. Не зря в христианстве самоубийство считается тяжёлым грехом. Это свое-образный вызов Богу. Не по нашей воле жизнь нам дана - не нам её и прерывать. Мы должны испить чашу до дна, с честью пройти все испытания, уготованные нам на Земле. Никогда не бывает безвыходных ситуаций. Господь всегда даёт нам крест по силам - ничего сверх того, что мы не могли бы претерпеть.
Обычно самоубийц даже не отпевают в церкви. Но здесь всё же человек юный, незрелый.... Так что уповаем на милость Божию. Родным советую много молиться - это будет серьёзной подмогой девушке в мире ином.