aif.ru counter
67

Как нам относиться к событиям в Эстонии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 08/05/2007

Перенос Бронзового солдата и останков советских воинов всколыхнули не только Эстонию. В России мало кто остался равнодушным к этим событиям. А как к ним относятся пермяки, и что они думают по этому поводу?

Иван Беляков, ветеран Великой Отечественной войны:

- Резко отрицательно отношусь. Это никуда не годно! Прав Совет Федерации, что предложил порвать экономические отношения с Эстонией. Ведь они же живут за наш счёт. Нефть, газ - всё же наше! Вот когда лишатся всего этого, тогда узнают...

Сейчас, глядя на Эстонию, и Польша зашевелилась. Тоже собирается переносить памятники нашим воинам-освободителям. И в Литве об этом же заговорили. И на Украине. Пошла цепная реакция...

Если бы тогда, во время войны, нам сказали, что над памятью павших будут так глумиться, никто бы в это не поверил. Мы потому и победили, что встали стеной и вместе разбили врага.

Я получил повестку в 1943-м, мне было 19 лет. Воевал на Калининском фронте. После Курской битвы мы пошли в наступление - освободили Смоленск.

Помню случай в Смоленской области. Наш батальон переходил на новый участок. В сумерках пришли, окопались. Рядом - деревня сожжённая. Ребята сходили туда за соломой. Устроились на ночлег. Утром смотрим - мать честная! Куда ходили за соломой, там, оказывается, немцы. Они в том месте с вечера окопы рыли. Увидели нас - стали стрелять из миномётов. Как дали, так весь наш правый фланг землёй засыпало. А меня с пулемётом - на левом - не тронуло. Немцы решили, что всех уложили, и пошли в атаку. И тут нарвались на мою пулемётную очередь. Через некоторое время другая группа немцев пошла в атаку. И снова всех уложил из пулемёта. Но тогда уже немцы по мне открыли огонь из миномёта. Мина пролетела надо мной и взорвалась рядом. Меня всего засыпало землёй. Лежу и думаю: всё, конец. И вдруг в этот момент слышу - с правого фланга начал бить пулемёт. Оказывается, из наших только один погиб, нескольких человек ранило, остальные живы-здоровы. За сутки мы отбили четыре атаки и продвинулись вперёд.

Вместе со мной служили украинцы, татары, казахи, узбеки, таджики, грузины, азербайджанцы. Мы хоть и на разных языках говорили, но понимали друг друга с полуслова, потому что одно дело делали. И Победу тоже делили на всех. Потому-то горько и больно сейчас оттого, что происходит в Эстонии.

Тамара Вольных, преподаватель Пермского автотранспортного колледжа:

- Памятник Воину-освободителю в Таллинне я знаю с малых лет. Мой отец - эстонец, и всё детство, юность я провела в этом городе. Не раз отмечали у Бронзового солдата 9 Мая, в том числе и 30-летие Великой Победы. Поверьте, это был такой красивый праздник, каких я и в России никогда не видела. Ветераны шли к памятнику, и им под ноги бросали живые цветы. Вообще, было море цветов, искренней радости.

Однако уже тогда Эстония поделилась на два лагеря. Не все эстонцы воевали на нашей стороне. Были и такие, кто работал на немцев, так называемые наци (эстонские нацисты). После войны многие из них отсидели срок и поселились на окраинах, как правило, в частных домах. Тогда они побаивались выступать открыто, но жёсткое отношение к русским всё-таки чувствовалось. Работая в Нарве в горкоме комсомола, я курировала училище, в котором учились дети эстонских нацистов. Они не вступали в комсомол, держались отчуждённо, не участвовали в мероприятиях. Как-то 9 Мая мой отец отправился на рыбалку со своим приятелем-эстонцем, преподавателем истории. И, конечно, поздравил его с Днём Победы. Отец рассказывал, как в ответ неожиданно увидел жёсткий взгляд из-под бровей: "Это ваш праздник, а не наш!"

Что произошло дальше, вы сами знаете. К власти пришли наци. Снос памятника Воину - это их рук дело. Мои родственники и сейчас живут в Эстонии. Остались друзья в Тарту, Нарве, Таллинне. Никому из них и в голову не придёт называть русских оккупантами. Или требовать, чтобы я непременно говорила на эстонском. У них нормальное дружеское отношение к России и к русским. Так что всё это чистой воды политика. Народ тут ни при чём.

Как нам реагировать на шаг эстонских властей? Может быть, стоит поддержать молодёжь, которая не молчит, протестует, выходит на улицы. Это несправедливо, что два дружественных народа сталкивают лбами.

Леонид Обухов, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России историко-политологического факультета ПГУ:

- По поводу сноса Бронзового солдата в Эстонии у меня сложилось неоднозначное мнение. С одной стороны, монумент - это память о советских солдатах, которую не стоит трогать. С другой - я не понимаю российских политиков, которые в чужом глазу заметили соринку, а в своём не видят бревна. Нам, русским, стоит побеспокоиться о десятках тысяч незахоронённых останков солдат на территории России. Ведь государство прекратило финансировать их поиски и погребения. Сейчас это делается на добровольных началах, на пожертвования частных лиц.

Давайте обратим внимание на памятники героям ВОВ в российских городах. Сходите к пермским мемориалам и посмотрите, в каком они состоянии. Почти всегда в плачевном.

Теперь об Эстонии. Это суверенное государство. На её территории граждане вправе делать, что считают нужным. Эстонцы решили перезахоронить останки солдат на военном кладбище. А открытие монумента приурочить к 9 Мая. Что ж, это их право. Они же не выкинули останки, не отдали их России, а оставили у себя. По логике, без эмоций, они всё сделали правильно. Всё-таки не место могилам в центре города.

Допустим, эстонцы хотели своими действиями показать России, как они нас ненавидят. Но и в этом случае можно найти им оправдание. За что же им любить русских? Эстонцы, действительно, считают время, проведённое в составе Союза, советской оккупацией. Ведь в 1940 году эту маленькую страну Сталин насильно ввёл в состав СССР. А всех не согласных с такой политикой прибалтов отправил в лагеря Сибири, Урала. Например, на севере нашего края располагались спецпоселения литовцев, латышей, эстонцев.

В общем, моё мнение - отнестись к этой ситуации более спокойно, взвесить все аргументы "за" и "против". А главное, обратить внимание на свои недостатки и ошибки.

Отец Пётр, пастор Прихода непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви:

- Католическая церковь не приветствует перезахоронение умерших. Тревожить останки можно в самых редких случаях. У людей на это должны быть очень серьёзные основания. К примеру, строительство храма. Если в непосредственной близи от будущей церкви расположено кладбище, останки можно перезахоронить. Это делается для того, чтобы прихожане не ходили по могилам. Ещё один пример: через место, где похоронены люди, будет проходить дорога. Если её никак нельзя проложить поодаль, то останки стоит перезахоронить. Не знаю, были ли у Эстонии столь весомые аргументы, чтобы тревожить останки солдат. В любом случае, после повторного предания земле мёртвых надо отпеть. Даже, если вы не знаете, кто именно похоронен в этой могиле.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах