aif.ru counter
26

Хроника абсолютной бессмыслицы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 28/11/2007

На V фестиваль актуальной поэзии Урала и Сибири "Новый транзит", проходивший на прошлой неделе в городке Кыштыме, что близ Челябинска, прибыли и Тарковский, и Алексей Решетов.

Не ловите меня на неточностях: ни тот, ни другой к классикам не имеют никакого отношения - просто однофамильцы. Что, впрочем, не мешает им называть друг друга гениями и ликовать при виде организаторов, вознамерившихся (цитирую положение фестиваля) "выявлять новые творческие единицы на культурном поле региона". Почему бы нет? Дело это недурное, тем более что наградой победителю служит издание стихотворного сборника.

Когда жюри уходит в отставку

Волею обстоятельств я оказалась в числе членов жюри этого мероприятия. Моими коллегами были Андрей Санников, Василий Чепелев, Сергей Ивкин, Янис Грантс, Александр Петрушкин, Олег Павлов - люди, которые за Уральским хребтом слывут литературным мэтрами и имеют если не собственные школы, то, по крайней мере, учеников и почитателей.

Однако именно это замечательное обстоятельство стало причиной раскола в "судейской бригаде": "арбитры", откровенно демонстрируя клановость и беззастенчиво продвигая "своих", внесли элемент хаоса в сложносочиненную систему отбора будущих лауреатов.

Когда члены жюри начали публично оспаривать итоги голосования своих коллег, возникла настоящая сумятица. В результате трое из восьми членов жюри добровольно сложили свои полномочия.

"Весь мир - дурдом"

В кулуарах мне объясняли: среди участников есть подлинные выразители боли своего поколения. Мне пеняли на неспособность различать их имена и лица. Мне доказывали, что их метафизические абстракции - это реакция на вызовы времени, то есть та самая пресловутая актуальность, которая сегодня более всего востребована поэтическим сообществом. Я же не понимала, почему стихи о девушке, мастурбирующей в ванной, вызывают такой неподдельный восторг у зрителей. Я недоумевала, почему фразочки типа "Весь мир - дурдом, и люди в нём - главврачи" провоцируют массовое ликование, граничащее с психозом. Я удивлялась упорному желанию поэтов писать без знаков препинания. Потом догадалась: этот бессмысленный поток сознания (вернее, поток благоглупостей) рассчитан исключительно на устное восприятие, и здесь многое - если не всё - зависит от формы подачи, напора, интонации. Не случайно в число призёров фестиваля попала девушка, ритмично прочитавшая... железнодорожный билет. Просто взяла в руки проездной документ и - вперёд, нараспев, в подвываниями... И ведь едва не победила! Интересно, почему никто из исполнителей не догадался прочесть словарь Ожегова - он-то наверняка был бы вне конкуренции?

Лауреатом же стал чукотский юноша Руслан Комадей, на которого мне загодя предлагали обратить внимание: дескать, тут и шаманская манера чтения, и фантастические метафоры, и прочие актуальные приёмы. Что ж, рискуя прослыть глухой к поэтическим новациям, замечу, что тексты типа "А Кербер ест хотя бы голод и цепи бьёт со всех сторон, а через Стикс, не стар, не молод, плывёт Харон" вовсе не кажутся мне вершиной поэтической свежести.

Повод учиться на ошибках

Пермскую делегацию на фестивале представляли трое участников поэтического клуба "А-Либитум" (их отважно везла через три области на своей машине продюсер этой организации Светлана Домрачева) и поэт Андрей Пермяков. Все четверо выступили достойно, но пробиться в призёры не смогли. Причин тому немало, перечислю лишь некоторые. Во-первых, наши ребята напрочь лишены желания эпатировать публику. Во-вторых, им не свойственна кастовость или, как там принято говорить, школа. В-третьих, за ними не стояло ни одной группы поддержки, которые, судя по практике, умеют влиять на мнение членов жюри и даже изменять его. Наконец, это тот самый случай, когда количество могло бы перерасти в качество. Пермь же (и то благодаря энтузиазму подвижников-одиночек) сумела направить на мероприятие самую малочисленную группу, оставив в родном городе и Володю Кочнева, и Павла Чечёткина, и Ксению Гашеву, и других авторов, способных составить мощную конкуренцию челябинцам, тагильцам, екатеринбуржцам. В результате нас почти не заметили, а значит, не оценили ни акварельных стихов-настроений Андрея Пермякова, ни хлёстких текстов-наблюдений Георгия Звездина. Позже я поинтересовалась у Светланы Домрачевой, не жалеет ли она о потраченных времени и силах.

- Нисколько, - ответила Света. - Для меня кыштым-ское мероприятие - это очень хороший повод поучиться на чужих ошибках. Я поняла, как НЕ НАДО проводить фестивали. Если учесть, что в конце февраля аналогичное мероприятие будет проводить наш клуб "А-Либитум", а в марте в Перми состоится поэтический фестиваль "Пилигрим", то можно считать, что мы получили бесценный опыт.

Когда верстался номер

Эти заметки были уже готовы к печати, когда из Москвы и Нижнего пришли две новости. Первая: пермяк Владимир Кочнев вошел в шорт-лист всероссийской премии "Дебют". Вторая: Андрей Пермяков попал в финал турнира поэтов, проводившегося в рамках фестиваля "Литератерра". Между прочим, девизом нижегородского мероприятия стала цитата из Валерия Брюсова: "Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляем сильной мыслью". Но это так, к слову.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах