21 июня исполняется 99 лет с момента образования кинологической службы в структуре россий-ского МВД.
КОНЕЧНО, самим служебно-розыскным собакам до дат дела нет. А вот люди - отметить всегда не против. Видимо, потому-то на днях наше ГУВД и организовало для пермских СМИ демонстрацию возможностей четвероногих розыскников, обитающих в Зональном центре кинологической службы, что в Перми на улице Братской.
Коллегам, смею надеяться, понравилась чёткая и оперативная работа "друзей человека" по поиску взрывчатки и наркотиков.
Вот на машину одного из сотрудников прикрепляется упакованная в деревянный пенал с магнитом 200-граммовая тротиловая шашка. Задача русского охотничьего спаниеля Сэма - определить место минирования. И он делает это играючи: пара секунд - и Сэм уже лежит в сигнальной позе возле левого заднего колеса автомобиля - там, где требуется. А уходит лишь после того, как ему бросают в качестве поощрения мячик.
Лабрадору Оливье назначено другое показательное испытание: вычислить, в какой из множества одинаковых сумок находится закладка с гашишем. И пёс действует безошибочно: пробежался по всем, вернулся к одной, совершенно явственно задумался (скорее, принюхался) и сел рядом, указывая, что наркотики хранятся здесь. И это отнюдь не всё, что умеют стоящие в милиции на довольствии собаки. Естественно, у них всех есть клички, и порой очень заковыристые, как, скажем, у приобретённой недавно французской овчарки - Бранд де Мали Челлини. Но в сводках все они - лишь СРС. На что, естественно, не обижаются.
Как рассказал начальник ЗЦКС ГУВД по Пермскому краю майор милиции Александр Механошин, спектр применения служебно-розыскных собак очень широк, и ни один изобретённый человеком прибор для определения запаха не сравнится с собачьим чутьём. К примеру, чтобы пёс унюхал масляную (бутановую) кислоту, ему достаточно содержания в кубическом сантиметре воздуха всего 9 тысяч её молекул. А людской предел распознавания - 700 миллионов молекул на кубик. Кстати, в 70-х годах прошлого века у нас в Прикамье СРС пытались использовать даже при геологоразведке.
Но, конечно, главный набор - это, прежде всего, работа по следу, по поиску наркотиков и психотропных веществ, взрывчатки, без вести пропавших и трупов, а также охранно-конвойные функции. И в лабораторных условиях - работа в качестве собак-детекторов. Сейчас таких адерологических лабораторий (адерология - наука о запахах) в России - восемь, а в следующем году в Перми начнётся строительство девятой.
Юрий ТОКРАНОВ
Фото Артура АЛЕКСАНДРОВА