ГОВОРЯТ, во все времена бизнес одинаков. Подешевле купил, затем подороже продал. Ничего нового... Однако предки наши умудрялись, как принято говорить, начинать с нуля. Ну, например, с косточек - коровьих, бараньих и так далее.
Лаборатория в баньке
Вот одна любопытная история. Евграф Тупицын в детстве работал лавочным мальчиком в аптеках, во Владимирской губернии, быстро соображал, из чего делаются лекарства. Всё на лету схватывал. Приехав в Пермь, открыл свою аптеку. Но показалось Тупицыну этого мало. В баньке оборудовал лабораторию, опыты ставил и в конце концов нашёл рецепт глазури для фаянсовой посуды. Пофартило?
Вместе с двумя пермскими купцами Евграф Тупицын покупает Сретенский посудно-фаянсовый завод, основанный в давние времена ещё одним из талантливых крепостных графов Строгановых. Но не тут-то было! Расписная красивая посуда начала приносить убытки, хотите - верьте, хотите - нет. Во-первых, издалека приходилось завозить сырьё - белую глину, каолин. Во-вторых, в Пермской губернии в огромных количествах делали посуду из дерева - дешёвую, заметим при этом. Но представьте себе человека с достатком. Пришёл он на рынок,
осмотрелся в торговых рядах. Из чего уху хлебать, чай пить? Выбирай - не хочу. И в России немало было посудных заводов, да плюс китайские фабрики. Кто сказал, что Поднебесная начала снабжать нас самыми разными товарами в конце прошлого столетия? История это давняя. В общем - разорение.
Из пуда костей - пуд фосфора
Другой бы руки опустил, может быть, запил по русскому обычаю. Но Евграф Козьмич Тупицын снова начал опыты ставить. Заинтересовал его фосфор, доводилось поставлять сей товар из Англии на российские спичечные фабрики. Долго ли, коротко ли, но нашёл предприниматель свой "рецепт". Фосфор начали делать из костей домашних животных. Из пуда костей - пуд фосфора. Вот тут и перестали пермяки выбрасывать на помойку то, что осталось от пиршеств и праздников. Приказчики Тупицына всё скупят; не разбогатеешь, конечно, но кому лишняя копейка мешала? А на берегах речки Данилихи, в которой, к слову, когда-то золото мыли, построил купец завод, первый фосфорный завод в России. К 1871 году выросло там 12 цехов, работало 250 человек. Пришлось англичанам, до сего времени монополистам в производстве фосфора, резко "сбрасывать" цену на свой товар.
А Тупицын не унимался. В Британии делали фосфорные палочки, пермский заводчик придумал фосфорные плитки. Заказчикам показалось более удобным! А Евграф Козьмич придумал ещё фосфор фасовать в железные банки: ведь товар-то легко воспламеняющийся, а в металлической упаковке почти ничего не страшно! И опять обогнал, обошёл по всем статьям премудрых англичан. Но умер Евграф Козьмич, а жена его и сыновья, хоть и "бодались" одно время с конкурентами, в конце концов капитулировали.
Не уберегли заводик
В 1910 году завод закрыли. Да и мог ли он существовать полвека без модернизации оборудования, без новых технологических решений? Но некому было уже ставить в баньке опыты, ломать голову, как обойти, обставить англичан. А ведь при всём при том, давайте скажем прямо, рабочая сила в России стоила куда дешевле, чем на туманном Альбионе. Но не сложилось, хотя, как уверяют краеведы, сыновья Тупицына Александр и Владимир были в Перми людьми заметными, банковским делом занимались, не забывали о благотворительности, в Пермской городской думе заседали. Но вот заводик не уберегли - первый фосфорный в России. И работал не по технологии, подсмотренной за рубежом, а по своей, найденной в простой русской баньке. В которой мы только знай пиво пьём да паримся.