Примерное время чтения: 6 минут
318

Сергей Микулич: "Кто в самоволку, а я в тундру, на этюды"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 11/03/2009

КТО в рубашке родился, а кто с кистью в руках. "Послед-нее - обо мне", - считает МИКУЛИЧ, художник с именем-отчеством русского поэта. Сергей Александрович. Как у Есенина.

У поэта как? "Я последний поэт деревни..." Художник Микулич не первый и не последний, зато деревенский точно. Сколько помнит себя, всегда рисовал. Первые рисунки наносил скрипучим угольком по бугристым бокам белёной русской печки.

Солнечная глазунья

Над Глазуновкой солн-це пышет золотом в облаках, как глазунья на сковородке. Название уральского сельца цепкое, глазастое, весёлое, всевидящее.

В детстве всё ярко, заметно, близко, как солнечный зайчик на ладони. С деревенской глазастостью высматривал что-то мальчишка в простых лицах сельчан, в золотых волнах, идущих по пшеничному полю, в сизо-дымных морозных далях, заросших чернотой лесов. Волновало всё, требовало, просило у души отклика.

Его отец заведовал клубом, был самодеятельным художником. С войны привёз этюдник с масляными красками. Весь окружающий мир был предварительно разложен на эти краски в этюднике, а на отцовских картинках собирался вновь, как волшебный конструктор.

Однажды в сельмаге мальчик наткнулся на настоящие акварельные краски: за стеклом витрины лежала его мечта! А упросить отца купить их страшновато было. Надо было как-то убедить.

Пока вечером отец был в клубе, отрезал приличный кусок обоев от рулона, скопировал на нём масляными красками "Утро в сосновом лесу" Шишкина и вставил картинку в оконную раму.

Назавтра в Глазуновке произошло астрономическое чудо небывалое: встретились два утра. В оконной раме и настоящее. Большое. Радостное. Отец разбудил сына и дал денег на краски.

Волшебный конструктор оказался в руках мальчика.

С пятого класса учился в интернате в районном центре за несколько километров. На выходные топал домой, в "глазунью"-Глазуновку. По дороге - сплошные пейзажи. За тем кустом - Шишкин, за тем - васнецовский сказочный волк, а за тем, на бережку, - сестрица Алёнушка.

Райцентровский учитель рисования Александр Николаевич Демин позвал в изостудию Дома пионеров, а через пару лет показал в Челябинске рисунки Серёжи Микулича своим коллегам; те не поверили, что автор - семиклассник.

Ему не раз позировало северное сияние

ЛИХОРАДКА рисования сочеталась с самыми неожиданными вещами.

У себя в колхозе Серёжа Микулич успел поработать чабаном. Пас необозримую отару овец, полторы тысячи голов. Успевай следить. Одновременно умудрялся рисовать и писать маслом пейзажи, портреты. Отара картинок, набросков получилась числом не меньшим.

Во время службы в армии в заполярной Воркуте ему не раз послушно позировало северное сияние, полыхающее в ледяных небесах.

- Кто - в самоволку, а я в минуты отдыха - в тундру, на этюды. В тундре заборов не было, - шутит Микулич.

Из тундры - в академию. Ленинградскую художественную, имени Сурикова которая. Заполярные олени - не лучшие репетиторы. Сергей творческий конкурс провалил. Вспоминает:

- В академии подошёл к Виктору Михайловичу Орешникову, замечательному портретисту, сам он из Перми, и говорю: "Не приняли. Не могли бы вы посмотреть мои работы?" Тот ведёт меня в ректорат, заходим в кабинет, а там большой старинный стол с зелёным сукном. За этим овальным столом когда-то восседали кумиры и небожители - Куинджи, Репин, Брюллов, Шишкин. При мне - скромный фанерный ящик с набросками и этюдами. Достаю свои работы. Они ложатся на зелёное сукно знаменитого стола. Орешников говорит: "Одарённость несомненная. Но у вас нет подготовки. Поступайте в институт имени Герцена на художественно-графический факультет, потом к нам переведётесь".

Фантастическое перемещение из мшистой тундры к зелёному сукну стола, помнящего прикосновения великих мастеров. Этот овальный стол был для молодого Микулича как ещё недоступный престол для дерзкого соискателя или место, где творилась тайная вечеря. Проще было очутиться в овальном кабинете Белого дома американского президента.

По курсу "Нормандия - Неман"

"Худграфу" отдал все пять лет учёбы. Пять лет великой школы Эрмитажа и Русского музея и две с половиной тысячи собственных этюдов. И вот уже таёжной многогорбой волной ландшафта навстречу бежал Урал, рассечённый Камой.

В Пермь Микулич приехал в 1975 году с женой, преподавательницей математики на французском языке, и маленькой дочкой. Все эти годы в Перми преподавал, организовывал, защищал памятники культуры.

Создал будущую народную изостудию имени Крамского (у неё было 25 филиалов, осталось два), в одном училище - реставрационное отделение, в другом - художественное. Каждый третий студент местного филиала Академии живописи, ваяния и зодчества - выпускник этого училища.

Знаете ли вы, что когда-то по Генплану Перми на месте особняка Грибушина, "дома с фигурами", знаменитого по роману Б. Пастернака "Доктор Живаго", полагалось построить вход в метро? Микулич встал на защиту, писал письма, слал телеграммы в ЦК, в Минкульт.

А вот собственная проявленная творческая судьба в Перми с самого начала почему-то не заладилась. Выставкомы отбирали его работы, а в экспозицию те не попадали. Выставлялся "лицом к стене" с 1975-го вплоть до конца 90-х.

Последняя персональная выставка С. Микулича "Пишу сердцем" устраняет эту несправедливость. Графика, скульптура, станковая живопись. Портреты.

В истории есть место провидчеству. В октябре 1992 года наш земляк сделал эскиз к масштабной картине "Иван Грозный" (в Александровской слободе), задуманной ещё в студенчестве. Ровно через год, в октябре 1993-го, натянул большой холст под картину, загрунтовал, стал выполнять подготовительный рисунок углём... По ТВ - в этот день и час - сообщают: горит Белый дом. В царе Иване с бронебойным громыханием аукнулся новый царь Борис.

У художника есть особый дар, щедрый дар души. Десятки своих картин он подарил родной Белоруссии. Его "Уральская рябинка" украшает резиденцию белорусского президента. В прошлом году персональная выставка Микулича совершила полёт над Европой и приземлилась в музее эскадрильи "Нормандия - Неман", во Франции.

На выставке Сергея Микулича сорок лет творчества - как один день, за один просмотр. И то ли солнечный зайчик, то ли дальний самолёт где-то в небе, кажущийся совсем маленьким, бесшумно взлетает с ладони мальчишки из глазастой Глазуновки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах