«Флаэртианское кино» - неигровое, там не играет ни герой, ни режиссёр. И, если повезёт, в итоге получается кинодокумент. На IX «Флаэртиане» повезло режиссёру из Китая Юй Гуани. Сразу и «Золотой Нанук», и приз Международной ассоциации кинокритиков (жюри ФИПРЕССИ) – прекрасный дубль для автора, снявшего всего лишь второй фильм в своей жизни.
В чём измеряется дистанция между дебютантам и мэтром флаэртианского кино? Критерий один – точность попадания в стилистику. Впрочем, похоже, для успеха нужно ещё продемонстрировать непротивление трендам. Мировая документалистика сегодня благоволит маргиналам. Герой Юй Гуани маргинал на все 200% . Если в начале фильма он – пищевой конкурент домашней собаки, то в финале, совершив личный социальный взлёт, становится обитателем барака дорожных рабочих. Он неловок в работе, но похоже сам этого не понимает; он беззаветно предан своему бригадиру и хочет быть полезным. Нельзя не заметить, что «правильный» герой сегодняшней флаэртианы почти всегда асоциален и переживает трагедию.
Флаэрти в своё время снял кино о вполне успешном, состоятельном и довольном своей жизнью эскимосе. Нанук в ленте основателя жанра адекватен своей среде, является эталонным носителем этнической культуры: имеет собак, нарты, жилище, жену, детей. Он удачлив в охоте и признан в социуме. Сегодня такой герой не интересен? Отстаивая эстетическую независимость, кинематографисты, похоже, впадают в крайность, смещаясь к полюсу, противоположному гламурной ститилстике форматного игрового кино.
Оставим профессиональное профессионалам. Зрителю, неотягощённому знанием верного курса, было на что посмотреть в программе «Флаэртианы-2009».
Отвергнутая членами жюри «Пицца в Освенциме» куда более флаэртианское и по-настоящему интересное кино, дающее пищу для рефлексивного освоения итогов ХХ века. Кому повезло, посмотрели «Пиццу» в паре с лентой «Экскурсия» Павла Печёнкина (показ вне конкурса). В обоих фильмах есть тема межпоколенческого разрыва. В Израиле отцы «достают» детей рассказами о нацизме, в России от «детей» скрывают факты, открывающие суть сталинизма. Оказывается, иногда лучше говорить, даже если тебе велят молчать.
Героиня фильма «Пицца в Освенциме» мимо тренда: успешная израильтянка, у неё есть своя семья, у её детей надежный тыл, любящие дедушка и бабушка. Но чудаковатый отец настаивает на поездке в Европу, где было детство, гетто и Освенцим. Героиня не понимает, в чём прелесть пустыря на окраине литовского городка, где жила её бабушка, зачем спать на нарах в бывшем лагере смерти, если можно после экскурсии принять душ и уснуть в номере дорогого отеля. Фильм так неоднозначен, что у публики нет общего мнения, кто там главный герой. Дочь ломает план отца, заставляет его съесть пиццу и покинуть Освенцим. Но ей уже не уйти от Холокоста. Кто победил? Ясно, что этот персонаж не допустил бы в свою жизнь кинокамеру, если бы не исключительные обстоятельства.
Работать методом «привычной камеры», а именно так снимается флаэртианское кино, куда проще с героем-маргиналом: для него участие в съёмке кино «про такую жизнь» способ приподняться над жизнью, отстраниться от себя, выйти из роли. Марина Разбежкина, член жюри МКФ «Флаэртиана - 2009», соглашаясь отчасти с излишней тенденциозностью, заметила, что современное флаэртианское кино примиряет сильных со слабыми. Современная флаэртиана прибавляет миру милосердия. Президент и основатель кинофестиваля «Флаэртина» Павел Печёнкин утверждает, что документальное кино отражает динамику гражданского общества, кино и гражданственность – два параллельных процесса. Один служит отражением другого. Если нам не нравится зеркало, нет смысла на него пенять, и всё же есть какие-то приёмы, позволяющие поменять картинку.
Победители фестиваля "Флаэртиана-2009"
Гран-при «Большой Золотой Нанук» присуждается фильму «Петь, чтобы выжить» (Китай, 2008), режиссер - Юй Гуани. Это всего вторая кинокартина автора. В прошлом художник, он решил взять в руки камеру, потому что посчитал необходимым запечатлеть исторические перемены в истории Китая, происходящие на его глазах. Действие картины-победителя развивается в родной для автора деревне, каких в современном Китае много. Герой – бедняк, добрый и независтливый человек, который по ходу фильма находит работу и, как к брату, привязывается к своему начальнику. Юй Гуани уверен: в судьбе этого маленького человека отражается история большой китайской страны.
Этот же фильм отметили и члены жюри ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков). «За эпическую глубину и художественное совершенство в политически смелой трактовке современной истории Китая, воплощенной в драматических образах обреченных на выживание бесправных людей», - так обосновали кинокритики свой выбор.
Приз «Серебряный Нанук» в номинации «Лучший полнометражный фильм» присужден фильму «Избранный» (Израиль, 2008) режиссера Нати Бараца. Герой фильма – ученик скончавшегося тибетского мастера медитации. Он разыскивает мальчика – новую инкарнацию своего учителя. Самому герою было всего семь лет, когда его отдали в ученики к Ламе, рядом с ним он провел большую часть своей жизни — двадцать один год. Теперь герой должен будет стать для мальчика столь же близким человеком, каким его учитель был для него самого.
Статуэтка «Серебряный Нанук» в номинации «Лучший короткометражный фильм» остается в России: у Владимира Головнева – режиссера фильма «Занавес» (Россия, 2008). Короткий рассказ о драматическом театре малонаселённого уральского города Ирбита вызвал горячую симпатию в сердцах зрителей «Флаэртианы». В нем, как в капле, отразилась тяжелая судьба российских провинциальных театров, которых по стране бесчисленное множество.
Особого упоминания жюри и диплома IX Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана 2009» удостоена картина «Япония. История о любви и ненависти» (Великобритания/Япония, 2008) режиссера Шона Макалистера. История о любви и выживании в одной из самых богатых стран мира была отмечена «за деликатное отражение на экране сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной».
«Приз зрительских симпатий» в рамках программы «Российская «Флаэртиана» получил режиссер-этнограф Андрей Головнев – автор фильма «Почтовая лошадь» (Россия, 2008). Публика отметила поэтичность и красоту его короткой истории про семилетнего Леху. Мальчик-герой живет в поморской деревне, любит ездить на почтовой лошади и сочиняет песни про свою «нелегкую» жизнь.
Результаты специальных проектов «Флаэртианы 2009»
Лучшим фильмом интернет-конкурса «Флаэртиана on-line» признан «Город солнца» (Россия, 2008) режиссера Александра Муругова. Главный герой фильма задумал создать свой «Город Солнца», опираясь на идеологическую платформу философа Томмазо Кампанеллы. В этом «городе» бывшие алкоголики и тунеядцы будут жить в равноправии, справедливости и христианском братстве.
В конкурсе сценарных заявок «Perm.doc» победила работа режиссера Александра Расторгуева. Сценарий с провокационным названием «Fucking Vertov» про кинолюбителей-экспериментаторов теперь ждет экранизации.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.