76

«Флаэртиана» больше Флаэрти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 28/10/2009

 «Флаэртианское кино» - неигровое, там не играет ни герой, ни режиссёр. И, если повезёт, в итоге получается кинодокумент. На IX «Флаэртиане» повезло режиссёру из Китая Юй Гуани. Сразу и «Золотой Нанук», и приз Международной ассоциации кинокритиков (жюри ФИПРЕССИ) – прекрасный дубль для автора, снявшего всего лишь второй фильм в своей жизни. 

В чём измеряется дистанция между дебютантам и мэтром флаэртианского кино? Критерий один – точность попадания в стилистику. Впрочем, похоже, для успеха нужно ещё продемонстрировать непротивление трендам. Мировая документалистика сегодня благоволит маргиналам. Герой  Юй Гуани маргинал на все 200% . Если в начале фильма он – пищевой конкурент домашней собаки, то в финале, совершив личный социальный взлёт, становится обитателем барака дорожных рабочих.  Он неловок в работе, но похоже сам этого не понимает; он беззаветно предан своему бригадиру и хочет быть полезным. Нельзя не заметить, что «правильный» герой сегодняшней флаэртианы почти всегда асоциален и переживает трагедию.   

Флаэрти  в своё время снял  кино о вполне успешном, состоятельном и довольном  своей жизнью эскимосе. Нанук в ленте основателя жанра адекватен своей среде, является эталонным носителем этнической культуры: имеет собак, нарты, жилище, жену, детей. Он удачлив в охоте и признан в социуме. Сегодня такой герой не интересен? Отстаивая эстетическую независимость, кинематографисты, похоже, впадают в крайность, смещаясь к полюсу, противоположному гламурной ститилстике форматного игрового кино.  
Оставим профессиональное профессионалам. Зрителю, неотягощённому знанием верного курса,  было на что посмотреть в программе «Флаэртианы-2009». 
Отвергнутая членами жюри «Пицца в Освенциме» куда более флаэртианское и по-настоящему интересное кино, дающее пищу для рефлексивного освоения итогов ХХ века. Кому повезло, посмотрели  «Пиццу» в паре с лентой «Экскурсия» Павла Печёнкина (показ вне конкурса). В обоих фильмах есть тема межпоколенческого разрыва. В Израиле отцы «достают» детей рассказами о нацизме, в России  от «детей» скрывают факты, открывающие суть сталинизма. Оказывается, иногда лучше говорить, даже если тебе велят молчать. 
Героиня фильма «Пицца в Освенциме» мимо тренда:  успешная израильтянка, у неё есть своя семья, у её детей надежный тыл, любящие дедушка и бабушка. Но чудаковатый отец настаивает на поездке в Европу, где было детство, гетто и Освенцим. Героиня не понимает, в чём прелесть пустыря на окраине литовского городка, где жила её бабушка,  зачем спать на нарах в бывшем лагере смерти, если можно после экскурсии принять душ и уснуть в номере дорогого отеля. Фильм так неоднозначен, что у публики нет общего мнения, кто там главный герой. Дочь ломает план отца, заставляет его съесть пиццу и покинуть Освенцим. Но ей уже не уйти от Холокоста. Кто победил? Ясно, что этот персонаж не допустил бы в свою жизнь кинокамеру, если бы не исключительные обстоятельства. 
Работать методом «привычной камеры», а именно так снимается флаэртианское кино, куда проще с героем-маргиналом: для него участие в съёмке кино «про такую жизнь» способ приподняться над жизнью, отстраниться от себя, выйти из роли. Марина Разбежкина, член жюри МКФ «Флаэртиана - 2009», соглашаясь отчасти с излишней тенденциозностью, заметила, что современное флаэртианское кино примиряет сильных со слабыми. Современная флаэртиана прибавляет миру милосердия. Президент и основатель кинофестиваля «Флаэртина» Павел Печёнкин утверждает, что документальное кино отражает динамику гражданского общества, кино и гражданственность – два параллельных процесса. Один служит отражением другого. Если нам не нравится зеркало, нет смысла на него пенять, и всё же есть какие-то приёмы, позволяющие поменять картинку.  
Победители фестиваля "Флаэртиана-2009"
Гран-при «Большой Золотой Нанук» присуждается фильму «Петь, чтобы выжить» (Китай, 2008),  режиссер - Юй Гуани. Это всего вторая кинокартина автора. В прошлом художник, он решил взять в руки камеру, потому что посчитал необходимым запечатлеть исторические перемены в истории Китая, происходящие на его глазах. Действие картины-победителя развивается в родной для автора деревне, каких в современном Китае много. Герой – бедняк, добрый и независтливый человек, который по ходу фильма находит работу и, как к брату, привязывается к своему начальнику. Юй Гуани уверен: в судьбе этого маленького человека отражается история большой китайской страны. 
Этот же фильм отметили и члены жюри ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков). «За  эпическую глубину и художественное совершенство в политически смелой трактовке современной истории Китая, воплощенной в драматических  образах  обреченных на выживание  бесправных людей», - так обосновали кинокритики свой выбор. 
Приз «Серебряный Нанук» в номинации «Лучший полнометражный фильм» присужден фильму «Избранный» (Израиль, 2008) режиссера Нати Бараца.  Герой фильма – ученик скончавшегося тибетского мастера медитации. Он разыскивает мальчика – новую инкарнацию своего учителя. Самому герою было всего семь лет, когда его отдали в ученики к Ламе, рядом с ним он провел большую часть своей жизни — двадцать один год. Теперь герой должен будет стать для мальчика столь же близким человеком, каким его учитель был для него самого. 
Статуэтка «Серебряный Нанук» в номинации «Лучший короткометражный фильм» остается в России: у Владимира Головнева – режиссера фильма «Занавес» (Россия, 2008). Короткий рассказ о драматическом театре малонаселённого уральского города Ирбита вызвал горячую симпатию в сердцах зрителей «Флаэртианы». В нем, как в капле, отразилась тяжелая судьба российских провинциальных театров, которых по стране бесчисленное множество. 
Особого упоминания жюри и диплома IX Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана 2009» удостоена картина «Япония. История о любви и ненависти» (Великобритания/Япония, 2008) режиссера Шона Макалистера. История о любви и выживании в одной из самых богатых стран мира была отмечена «за деликатное отражение на экране сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной». 
«Приз зрительских симпатий» в рамках программы «Российская «Флаэртиана» получил режиссер-этнограф Андрей Головнев – автор фильма «Почтовая лошадь» (Россия, 2008). Публика отметила поэтичность и красоту его короткой истории про семилетнего Леху. Мальчик-герой живет в поморской деревне, любит ездить на почтовой лошади и сочиняет песни про свою «нелегкую» жизнь. 
Результаты специальных проектов «Флаэртианы 2009»
Лучшим фильмом интернет-конкурса «Флаэртиана on-line» признан «Город солнца» (Россия, 2008) режиссера Александра Муругова. Главный герой фильма задумал создать свой «Город Солнца», опираясь на идеологическую платформу философа Томмазо Кампанеллы. В этом «городе» бывшие алкоголики и тунеядцы будут жить в равноправии, справедливости и христианском братстве. 
В конкурсе сценарных заявок «Perm.doc» победила работа режиссера Александра Расторгуева. Сценарий с провокационным названием «Fucking Vertov» про кинолюбителей-экспериментаторов теперь ждет экранизации.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах