История современного искусства простирается далеко за пределы того, что мы и даже наши прадеды могут назвать современностью. Так, например, первый Гельман был замечен ещё в Древнем Египте. Тогда же — впервые в истории человечества — появилась идея креативной экономики.
Дело было так: местному фараону Хеопсу надоело смотреть на унылые виды пустынь и узкую полоску зелени по берегам Нила, и он решил начать преобразование культурной среды. Понятно, что самостоятельно фараон бы наворотил чего-то такого, что было бы никому неинтересно, но правитель был неглуп, поэтому явно обратился за помощью к первому в мире менеджеру культуры. В результате этого решения в Каире появился первый в мире музей современного искусства — Пирамида. Главное, Каира ещё не было, а музей уже был. Сейчас многие начнут утверждать, что пирамида — это якобы не музей, а гробница, а я вот что скажу: а вы таки видели там труп того самого фараона? Нет! А в том же Эрмитаже труп есть. Следовательно, гробницей скорее является Эрмитаж, а не пирамида.
На музее инициативные египетские власти не остановились. Вторым их шагом был паблик-арт. Первым арт-объектом Египта стал небезызвестный Сфинкс, украсивший вход в музей. В те далекие времена люди мыслили несколько масштабнее, чем мы, потому и объекты искусства у них были в разы больше, соответственно, и финансирование тоже. При этом никто из египтян и пикнуть не посмел против решения фараона украсить страну подобными изысками. Впрочем, история показала, что Хеопс был прав, послушав первого в мире Гельмана — египетский совриск (а на момент своего появления он реально был таковым) кормит страну за счёт туристов уже не одну тысячу лет.
Пропалив эту тему, к Египту присоединился Вавилон со своей инсталляцией «Башня». Однако, в отличие от египтян, вавилоняне были настроены более скептически по отношению к культурной политике своих властей, и сделали примерно то, что некоторые пермяки хотели сделать с «Воротами» Полисского — а именно уничтожили арт-объект. Зиккурат еще несколько раз восстанавливался и служил местом поклонения богу Вавилона Мардуку (предположительно, под этим именем гельман появился в истории человечества второй раз). В конечном итоге, Вавилон был разрушен, но до сих пор остался в памяти как первый в истории город, имевший свой бренд.
По пути вышеупомянутых цивилизаций пошли и власти Китая. До жёсткого совриска они дошли, правда, только в III веке до нашей эры, когда император Цинь Шихуанди создал самый масштабный арт-объект в истории человечества — Великую Китайскую стену. Многие историки и культурологи пытаются постичь смысл этой стены, но я вам скажу, что никакого смысла в ней нет, как и в любом другом арт-объекте. Кроме того, при креативном правителе были созданы легендарные терракотовые человечки. Есть серьезные подозрения, что именно они были прототипами пермских Red People Люблинского или снеговиков того же Полисского. Ну и что? Арт-объектам не обязательно быть уникальными! Тут возникает вопрос — помогал ли все-таки Гельман креативному китайцу или тот справился сам? Вопрос сложный, однако из блога Марата Александровича доподлинно известно, что Китай он все-таки посещал.
На этом, дорогие дети, мы с вами заканчиваем изучать альтернативную историю культуры Древнего Востока. Следующая лекция будет посвящена истории античной культуры. В ней я расскажу о первом в истории человечества главе Культурного альянса — Александре Македонском.
*Мнение автора может не совпадать с официальной версией истории мировой культуры
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.