Несмотря на пандемию, разобщающую сегодня весь мир, в Перми начался XVI Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой. Обычно этот конкурс проходит весной, но нынешняя коронавирусная весна ввела запрет на все массовые мероприятия. И «Арабеск» перенесли на осень.
Праздник, который с нами
К сожалению, эпидситуация отчасти вмешалась в проведение «Арабеска» и осенью. Так, в связи с закрытием границ из-за COVID-19 в Россию не приехали зарубежные члены жюри конкурса. Поэтому в жюри «Арабеска-2020» только известные российские мастера балета под председательством легендарного Владимира Васильева.
Однако никакие ограничения не смогли изменить атмосферу «Арабеска», любимого как конкурсантами, так и истинными балетоманами. В Пермском театре оперы и балета царит праздник! Во многом он стал возможен благодаря чёткой, слаженной работе различных служб театра. Меры безопасности здесь беспрецедентно строгие: обязательные маски, шахматная рассадка, антисептики на каждом шагу. Плюс навигация в здании выстроена так, что конкурсанты не пересекаются ни со зрителями, ни с членами жюри. И за всем этим – доброжелательность, улыбки, готовность помочь-подсказать, а иногда и мягко поправить, со стороны сотрудников Пермского оперного и волонтёров.
«Большой театр отдыхает»
Открыла «Арабеск-2020» долгожданная премьера балета «Анюта» по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее» на музыку Валерия Гаврилина. Этот яркий, пронзительный спектакль, безусловно, связан для всех с именами Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. В далёком 1982 г. Васильев в соавторстве с режиссёром Александром Белинским создал одноимённый телевизионный фильм-балет с блистательной Максимовой в заглавной роли.
Спустя четыре года началась сценическая жизнь «Анюты»: балет в постановке Васильева появился в репертуаре театра Сан-Карло, Большого театра, позже на других сценах России и ближнего зарубежья. В 1990 г. он был поставлен в Перми и долго оставался в числе фаворитов у пермских любителей балета.
«Сегодня вы увидите его новую редакцию, - сказал перед началом спектакля, обращаясь к зрителям, хореограф-постановщик, народный артист СССР Владимир Васильев. – Будут танцевать артисты, которые раньше не танцевали в «Анюте». Вы увидите новые декорации, новые костюмы. Спектакль определённо посвежел, помолодел. Нынешнее поколение в вашем театре очень хорошее. Надеюсь, оно окажется не менее, а может быть, даже боле интересным, нежели танцевавшие до него. Эта премьера - большая радость для меня. Ещё радостно от того, что сегодня я вновь выхожу на сцену. На сцену театра оперы и балета в Перми. В роли Петра Лентьевича в любимой мною «Анюте».
А вот отзывы зрителей сразу после премьеры: «Великолепный балет, ослепительно красивый. Наши артисты и музыканты самые лучшие!», «Спасибо Вдадимиру Викторовичу, что поставил это чудо именно у нас», «От 80-летнего Васильева невозможно оторвать глаз. Великий артист!», «Какой замечательный Александр Таранов! И в целом состав исполнителей прекрасный», «Восхитительно! Большой театр отдыхает».
Рядом с легендой
Да, атмосфера в «Анюте» действительно чеховская: улыбка со слезами, недосказанность, ностальгия по ушедшим временам…Как постановщик, Владимир Васильев передаёт её изумительно. Неслучайно Чехов – один из любимых его писателей.
Хороши пермские танцовщики, оркестр (музыкальный руководитель постановки и дирижёр – Артём Абашев), свет, костюмы. Однако участие в балете самого Васильева, что и говорить, делает спектакль практически шедевром. Танца как такового в партии Петра Леонтьевича, отца Анюты, немного. Но какое актёрское мастерство, какой драматизм исполнения роли, какая искренность!
Очень жаль, что по состоянию здоровья в спектакле не смогла участвовать ведущая балерина пермской балетной труппы Полина Булдакова. О роли Анюты она мечтала давно, готовилась к ней, долго репетировала. Не случилось… В итоге эту роль на премьере станцевала Булган Рэнцэндорж.
«Я не могла поверить, что буду выступать вместе с Владимиром Викторовичем в его же балете до тех пор, пока не прозвенел третий звонок и не начался спектакль, - делится она, не в силах скрыть волнение. – Стоит посмотреть на эту легенду, этого энергичного человека с горящими глазами, как сразу хочется не просто танцевать, а жить на сцене! Для меня это выступление навсегда останется одним из самых ярких событий в жизни».
Возможно, из-за неожиданно свалившейся на неё ответственности Булган Рэнцэндорж не сумела показать всё, на что способна. Не сумела стать настоящей чеховской Анной. Особенно заметно было это в дуэте со Студентом (Кирилл Макурин) - её первой любовью, с которой она расстаётся, решив выйти замуж за богатого пожилого чиновника (Александр Таранов). Хотя в знаменитой вариации Анюты на рождественском балу Булган выглядела вполне на уровне: легка, чувственна, обольстительна.
Несмотря на то, что зрителей в зале из-за коронавирусных ограничений было почти вдвое меньше обычного, овации и крики «Браво!» после спектакля не умолкали минут пятнадцать. Кстати, праздничное настроение ощутили и те, кто остался в этот вечер дома, у компьютера, ведь параллельно с показом «Анюты» в театре шла её онлайн-трансляция.
А с 26 октября все конкурсные туры «Арабеска» и гала-концерт лауреатов будут идти только в закрытом режиме, без допуска зрителей. Смотреть их можно в прямом эфире телеканала «Дом.ru Гид». Кроме того, онлайн-трансляции туров конкурса - на официальном Youtube-канале театра и в группе ВКонтакте.