840

Хамец, маца и марор. Как пермские евреи празднуют Песах

В понедельник пермские евреи начали праздновать Песах, или Пасху. Праздник закончится 22 апреля, во вторник. Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал в пермской синагоге и узнал об особенностях празднования Песаха в Прикамье.

Сжигание хлебных крошек

Каждое утро недели Песаха верующие собираются в синагоге на молитву. В зале места для женщин отделены от мест для мужчин деревянной перегородкой.  Кроме того, на протяжении всей жизни женщинам и девочкам с трех лет запрещается сидеть между двумя мужчинами. Исключение составляют родственники и мужья.

В первые два вечера – в понедельник и вторник – евреи собираются в центральной городской синагоге на Седер – особый обряд. По традиции, в Израиле Седер проводится только один раз в первый день праздничной недели сразу после выхода звезд. Во всех других городах, обряд проводится дважды.

Перед Седером в каждом доме принято прибираться, убирать все запасы хлеба, вплоть до крошек. Все найденные крошки хлеба собираются и до 11 утра накануне первого дня Песаха сжигаются. Все места, откуда их никак убрать не удалось, покрываются пленкой. В пермской синагоге это кухня и столы, на которых проходят трапезы.

Если запасы хлеба не удалось убрать из помещения, то его (помещение) принято символически продавать – только человеку, не являющемуся евреем. Так, в этот Песах две комнаты в пермской синагоге проданы москвичам. На дверях висит табличка «хамец».

Председатель совета религиозной организации "Иудйское религиозное общество" города Перми. Фото: АиФ / Анна Гилева

Куриная косточка

На Седере отмечают годовщину выхода евреев из Египта, освобождение от рабства. Пища, которую верующие употребляют в этот день, символична.

– Кто раб? Тот, кто раб своих желаний, – говорит раввин Дан Машковский, приехавший из Израиля.

Элементы Седера – красное вино, сделанное евреем в Израиле или любом другом месте; сваренное вкрутую яйцо; марор – горький и острый салат, обозначающий жизнь еврейского народа в рабстве; мясная косточка; карпас – вареная картофелина; харосет – смесь толченого грецкого ореха, фиников, имбиря – символ глины, которую месили евреи, находясь в египетском рабстве. Обычаи Седера одинаковы для всех, но продукты, входящие, например, в харосет могут меняться. Так, в некоторых семьях вместо фиников добавляют яблоко. 

– Нельзя приносить жертву, если нет храма. А храм для нас только один – в Израиле, на храмовой горе. А если храма нет, то и жертв нет. Мы вместо приношения жертв каждую субботу читаем дополнительную молитву «Мусаф», – комментирует Ефим Ааронович.

Подготовка к Седеру. Фото: АиФ / Анна Гилева

Хамец и маца

Подготовка к Седеру и начинается с сжигания хлебных крошек (хамец). В Торе упоминается, что во время Исхода из Египта евреи  «...испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»  (Исх. 12:39).

Согласно учению, эти лепешки еврейский народ испек на камнях за пределами города. То, что приготовлено из пресного теста – маца. Хамец – все, кроме мацы, то есть любой продукт из злаков, тесто для которого прошло процесс брожения. Брожение требует времени. Но еврейский народ покидал Египет в спешке, поэтому на Седер можно есть мацу и нельзя хамец.

Еврейский молитвенник. Фото: АиФ / Анна Гилева

Слова «хамец» и «маца» отличаются  двумя буквами. В первом слове встречается буква, похожая на русскую «П» - закрытый со всех сторон «домик». Во втором похожый знак изменяется: теперь в этой «П» под крышей появляется «окошко» - проём в несколько милиметров. 
- На самом деле, в каждом слове, в каждой букве, в расстоянии между букв, в их величине есть смысл. Если брать иврит как язык, в котором все буквы святые, то нужно помнить следующее. Есть «хамец» - это квасное, а есть «маца» - это пресный тип. Буквы похожи. В чем разница? В двух буквах. Вот тут, - указывает на слово «маца»-  палочка открыта («окошко»). С этой буквы «хэй» обозначают имя Всевышнего. А тут, - показывает на слово «хамец» -  буква «хэт», которая обозначает грех, преступление.  Так вот все дни года, со всех сторон закрыто («домик», П, хамец). Мы весь год копошимся, что-то делаем, как-то там живем, зарплату получаем. А в Песах, там, где маца, палочка вот тут открывается - свет от Всевышнего начинает идти в этот мир.

– Поэтому тот, кто в Песах перепутает хамец и мацу... совершит преступление, – объясняет израильский раввин.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах