Главный раввин и глава Конгресса еврейских религиозных и общественных организаций России Адольф Шаевич рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Прикамье» о юбилее синагоги, о Перми и проблемах еврейской общины.
Дмитрий Овчинников, «АиФ-Прикамье»: – Здравствуйте, Адольф Соломонович. Вы приехали в Пермь на празднование 100-летия синагоги. На Ваш взгляд, это значимое событие для Пермского края?
Адольф Шаевич: – Конечно. Мероприятие очень важно не только для Прикамья, но и для всей России. Мне кажется, это показывает, как наша жизнь изменилась в лучшую сторону. Еще каких-то 25 лет назад мы даже не мечтали, что можно будет публично отмечать юбилей синагоги. Ведь синагога в таком многонациональном государстве уже привычное дело для многих людей. Но на фоне того, что произошло в истории, все совсем не просто.
Хочу добавить, что пермской синагоги могло и не быть. Даже в Москве существовало 18 синагог до революции, после – их осталось всего две. Надо отдать должное людям, которые поддерживали пермскую синагогу долгие годы. Спасибо властям, сделавшим многое для возрождения иудейских традиций в крае. Сегодня мы отмечаем настоящий праздник, и я рад этому.
– Происходит ли сейчас возрождение духовных ценностей в России, на ваш взгляд?
– Во-первых, нужно отметить, что отношение государства к религии изменилось в корне. И мы сегодня можем осуществить все задуманное, что в наших планах и возможностях. Никто не мешает, никто не диктует. Если в рамках закона, то пожалуйста. У нас очень хорошие партнерские отношения с государственными организациями, которые занимаются религиозными вопросами. Если взять пермскую синагогу, то в честь юбилея губернатор выделил немалые средства на ее реставрацию.
– Вы часто ездите по России. Есть какие-то отличия существования пермских иудеев от других, живущих в Москве, например?
–Самое большое различие – в возможностях жизни. В Перми всего одна синагога. Поэтому моей первоочередной задачей является помощь еврейским общинам в возрождении не только материальном, но и духовном. Иудейская религия сложна в плане исполнения заповедей, писаний, соблюдения праздников и кошерного питания. Мы стараемся духовно поддержать жизнь общин из регионов, просветить в вопросах, которые мог возникнуть у них.
– Недавно православные активисты в Перми обратились в прокуратуру с просьбой запретить евреям проводить свои ритуалы в Пермском театре кукол. Как Вы относитесь к таким действиям жителей города?
– Я думаю, это происходит от недостатка культуры. Мы сегодня как никогда должны быть вместе. В России такая масса экономических, политических, национальных и межконфессиональных проблем. Поэтому люди со здоровым разумом и головой, живущие в такой большой стране, должны понимать, что мы можем выйти из этой нелегкой ситуации только, еще раз повторю, вместе. Каждая религия включает в себя определенные обряды. Верующие люди помолились утром, будь они иудеи или мусульманине, и затем пошли на общую работу делать благо для России. Это самое главное. Нужно уважать другие культуры.
В иудаизме не так много мероприятий, которые проходят на улице. Допустим, вынесение свитка Торы – это большой праздник для общины. Я не думаю, что это может вызвать негатив у нормальных людей. Хотя время жесткого атеизма – 70 лет советской власти, продолжает сказываться на умах россиян.
– Что значит религия именно для Вас?
– Это прикосновение к традиции, которой больше трех с половиной тысячи лет. Ведь верующий человек становится совсем другим. Я не хочу сказать, что он сильно отличается от неверующего. Но ему помогает знание того, что все в этом мире принадлежит Всевышнему и любой человек, неважного какого он цвета кожи, – это сын Бога.
Напомним, праздничный вечер в честь 100-летия пермской синагоги прошел 13 ноября в Большом зале филармонии. Там были члены религиозной еврейской общины Перми, а также представители посольства государства Израиль в РФ, руководители федеральных еврейских организаций и первые лица города.