Кудымкар во второй раз стал культурной столицей Прикамья. В первый раз он им был в 2007 году. На этот раз он начинает «Перезагрузку». Именно такое название носит новая программа. По мнению организаторов, главными ее направлениями станут четыре «кита»: образование, инфраструктура, «повышение качества жизни через культуру» и «креативные индустрии».
Четыре года назад «культурная столица» была менее амбициозна, ее программа вообще не носила никакого названия – «Культурная столица» и все!
Юрино за Харина!
Кудымкар – обычный захудалый город Пермского края, каких множество, ничем не отличающийся, скажем, от «русских» Нытвы или Очера. А ведь еще пять лет назад он был настоящей, а не эфемерной столицей субъекта Российской федерации со своим гербом, гимном и флагом. Теперь об этом напоминают лишь автомобильные номера – 81 регион.
Статус города Кудымкар получил только в 1938 году. На въезде в город гостей встречает стела с ржавыми буквами на русском языке «Кудымкар». На языке коми-пермяков название пишется хоть и похоже, но иначе. Через город протекают две реки – Иньва (в переводе – живая вода) и Кува (мертвая вода). Сами жители утверждают, что и слово «Москва» имеет коми-пермяцкие корни, и означает «коровья (или грязная) вода». Хотя у москвичей мнение на этот счет иное. Впрочем, это лишь одна из версий.
Затем начинается микрорайон Юрино, сплошь застроенный частными домами. Повсюду висят баннеры «Юрино за Харина!». Очевидно, это очередной кандидат в депутаты местной Думы привлекал жителей голосовать за себя.
Этно-сквот
На центральной площади города среди ослепительно белого снега видны, скажем так, следы пребывания лошадей. Осталось от Масленицы, говорят жители. Обшарпанное здание окружной администрации украшает выцветший российский «триколор». Напротив «власти» - кургузый памятник Ленину, постамент которого почему-то облицован кровельным рифленым железом. За ним строящееся вот уже почти десять лет новое здание драмтеатра. В этом году, клятвенно уверяют местные чиновники, оно будет сдано в эксплуатацию. Хотелось бы верить. Рядом с площадью – памятник народному герою Кудым-Ошу.
Есть еще памятные места, например, полуразрушенное здание киноархива, внутри которого сохранились старые афиши и бобины с негативами. Организаторы программы хотят превратить его в «этно-сквот». Что обозначает это слово, не знают и сами организаторы. Впрочем, в нашем рассказе еще много будет непонятных слов.
По городу бродят «послы культуры» - пацаны школьного возраста. Они носят за спиной выкрашенные в розовый цвет картонные ящики из-под консервов и раздают жителям открытки с датами проведения мероприятий культурной «Перезагрузки».
«Хорошо, что вы приехали ранней весной, так как поздней весной будет много грязи», - сообщила исполнительный директор Исполнительной дирекции программы Светлана Кольчурина.
Тяжелая артиллерия
Если в прошлый раз дело обошлось привлечением местных кадров, то на этот раз для исполнения программы в качестве «тяжелой артиллерии» привлекли, говоря футбольным языком, легионеров. Это Зоя Лукьянова из Перми, известная своими молодежными проектами, и арт-менеджер Сергей Терешенков из Питера. Тоже, говорят известный.
На сей раз организаторы сделали все возможное, чтобы их программа резко отличалась от предыдущей. Если в 2007 году это была лишь демонстрация местных творческих сил, в основном деревенских фольклорных ансамблей, то теперь организаторы будут использовать в своей работе «партиципативные методы». Очевидно, оно прилетело с берегов Невы, как и другие новомодные слова типа «кластер», «флеш-моб», «подиумная дискуссия», «локальные партнеры», «трансфер лучшего европейского опыта», «культурные институции», «межсекторальное обслуживание», «носители идентичности народа». Именно этими и подобными словами пестрит, аж зажмуриться можно, программа «Перезагрузки».
Отличник или балбес
В презентационном фильме перед пресс-конференцией были названы любопытные цифры. Например, в период подготовки программы было 2 092 500 (!) «культурных рукоплесканий». На вопрос, как они были подсчитаны, был ответ: «Спросите что-нибудь полегче, вы всегда такие вопросы задаете». Есть другие не менее любопытные цифры. 32 586 «почтовых ящиков для пожеланий» было развешано в городе. То есть, больше, чем самих жителей. Или 31 тысяча волонтеров участвовало в подготовке. Сколько ушло титана на крышу церкви, мы уже знаем.
И самое главное. Похоже, что сами организаторы не знают, чем закончится «культурная революция» в их городе. Зам. главы по социальным вопросам Ольга Канюкова сказала следующее: «Когда мы ведем ребенка в первый класс, то не знаем, кем он выйдет из школы через десять лет: отличником или балбесом. Вот приезжайте к нам в декабре, тогда посмотрим, что получилось».
И мы тоже не знаем, что получится из этой «Перезагрузки»: закрасят ли все «хрущевки» пермские «граффитчики» своим рисунками, будут ли в «культурном квартале», место для которого пока не определено, перекопаны все газоны и вместо них засажены новые, помогут ли «партиципативные методы» «сохранению и развитию коми-пермяцкого языка как основного носителя идентичности народа», и, наконец, перестанет ли уезжать из Кудымкара молодежь, начитавшись и насмотревшись всего этого, искать культурное счастье в другие края?
Кстати, сохранение родного языка – якобы, главное в этой программе. Но в городе нет ни одной надписи на коми-пермяцком языке.
Культура начинается с малого, с самого элементарного, а не с громогласных заявлений. От слов не надорвешься. И не надо пудрить мозги, прежде всего самим себе, непонятными словами и запутанными программами, направленными непонятно на что. И нам поистине жалко организаторов программы: они просто не ведают, что творят. Точнее, вытворяют.