Пермь, 19 декабря – «АиФ-Прикамье». Как известно, в Перми 18 декабря побывал известный швейцарский архитектор Петер Цумтор. Официальная формулировка цели его визита – «обсудить с пермскими архитекторами и деятелями культуры проект нового здания для художественной галереи». Встреча с именитым зодчим прошла в Горьковской библиотеке, на ней присутствовал губернатор. Презентация и обсуждение предложений Цумтора вызвали новую волну критики.
«Никакого проекта у Цумтора, по сути, нет. Есть наброски, которые изменяются быстрее их презентации. Год назад было «ожерелье», которое в ноябре превратилось в «корабль» со вспомогательными помещениями над выставочными залами переменной высоты. Сейчас представлен «корабль», но вспомогательные функции уже под залами, в цокольном этаже. «Корабль», как я и предсказывал, закрывает вид на Каму и возвышается над площадью на 8 метров. В ходе презентации Цумтор успел предложить слегка передвинуть корабль - быстрая реакция на критику, - отмечает Денис Галиций, член Градостроительного Совета Перми.
Вторит ему пермский архитектор Александр Рогожников:
«Презентация эскизов Цумтора подтвердила самые худшие опасения. Если вам ещё кто-нибудь скажет что-то похожее на «новое здание галереи будет вписано в историческое пространство города и, как особо подчеркнул архитектор, не нарушит тот вид, который пермяки привыкли видеть с Соборной площади, т.е. сохранится привычный вид на Каму», гоните этого человека подальше. Во-первых, Цумтор такого не говорил. Он сказал, что здание закроет вид на Каму, но по итогам встречи с чиновниками и кем-то ещё, предшествовавшей публичной встрече, он согласен передвинуть здание так, что оно будет закрывать только половину вида на Каму с Соборной площади. Цитирую: «Я считаю, что высота здания 12 м оптимальна, если я смотрю моими глазами. Если я смотрю вашими глазами, я понимаю, что эта высота могла бы быть меньше». А ведь Соборная площадь - это только подход к набережной! Вдобавок выяснилось, что здание садится в археологической охранной зоне и охранной зоне собора!»
По словам Александра Рогожникова, на самом деле, никакого вида на Каму не будет:
«Даже если сдвинуть здание галереи к мосту на 50 м, оно будет перекрывать панораму. Сказать проще - любое здание перед сложившимся фронтом зданий на набережной невозможно с точки зрения сохранения перспектив, сохранения исторически важного места (есть охранные зоны). Собственно, никому и в голову не приходило что-то там проектировать, пока не всплыл этот проект. Далее: никакой «прозрачной стены», «вписывающейся» и т.д. Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров! Когда кто-то упомянул о предмете охраны собора, встала какая-то чиновничья девушка и бодро произнесла: «Предмет охраны собора - высотная доминанта колокольни! Неужели вы не видите, что здание Цумтора не закрывает колокольню!» Но быстро выяснилось, что предмет охраны гораздо глубже, а я подумал: если бы рассматривали здание рядом с собором на десять метров ниже семидесятиметровой колокольни, она бы тоже не увидела нарушения предмета охраны?»
Александра Рогожникова также смущают предполагаемые выставочные площади нового здания, которых будет недостаточно для имеющегося фонда галереи.
«Ещё раз перемерял план собора, приблизительно получается, что площадь выставочных помещений там всего 1500 кв.м. (могу ошибаться). Получается, что в новом здании площадь экспозиции будет в 2,5 раза больше (3800 кв.м.). То есть теперь галерея сможет выставить не 7% имеющихся экспонатов, а 17,5%. Неужели это нормально? Первый вопрос, который пришел мне в голову на презентации: «Как Цумтор представляет себе развитие галереи? Строить рядом ещё один «корабль»?» Беляева (президент ПГХГ - прим. редактора), кстати, задала ему этот вопрос. На что он рассмеялся и сказал «давайте сначала построим это здание!». Сначала построим - а потом будем думать? Надо прямо сказать - развивать галерею как комплекс зданий на этом участке просто невозможно… Вывод такой: чиновники рулят процессом, в котором ничего не понимают. На общественность им плевать. Законы (если общественность настаивает на соблюдении законов) они подправят.
Проект - разрушительный для Перми. И очень странный с точки зрения галереи. Басаргин рискует войти в историю как человек, разрушивший, пожалуй, главное историческое место Перми».
Денис Галицкий, в свою очередь, сомневается, что краевым властям удастся «заставить Петера Цумтора, привыкшего ориентироваться только на мнение одного человека, коммуницировать с местными сообществами: архитекторами, краеведами, экологами... да и просто неравнодушными жителями». По словам г-на Галицкого, пермяки оказались заложниками ситуации, которую создал экс-губернатор Олег Чиркунов:
«Опыт показывает, что без такого глубокого погружения в интересы и предпочтения заказчиков ничего путного не получится. Да и не принято по другому в цивилизованных странах. Ситуация непростая: отказываться от Цумтора жалко, а продолжать - бессмысленно. Мы оказались заложниками ситуации, когда губернатор Чиркунов, воспринимавший себя частным заказчиком на государственной должности, нанял частного архитектора Цумтора, не умеющего работать в публичных проектах, для возведения здания, которым бы они вдвоём могли гордиться в своих референтных группах. Нам всем отводилась роль безмолвных статистов, но времена изменились… Нам стоит почувствовать себя заказчиком, и понять, что это странно, что нас, заказчиков, никто не спрашивает о ценности вида на Каму и о многом другом».