И единственным городом, чей исторический центр до сих пор «украшают» колючая проволока и сторожевые вышки с автоматчиками, охраняющими зэков.
В августе 1990 года после 65-летнего заточения вышел на волю Свято-Никольский храм - один из самых красивых и величественных православных храмов на всём Урале. А два ни в чём не повинных узника - Владимирская церковь и Иоанно-Предтеченский женский монастырь - до сих пор спрятаны за колючими заборами колонии. Их неволя длится уже 80 лет.
И вот накануне 20-летия вывода из колонии Никольского храма кунгуряки - крещёные и некрещёные, верующие и неверующие, все, кому не безразлична судьба города, - решили объединиться в борьбе за освобождение храмового комплекса из неволи и за вывод из города исправительной колонии.
Создана инициативная группа, в которую вошли самые уважаемые горожане. Идёт сбор подписей за вывод из города ИК-30. Жители намерены собрать от тридцати до сорока тысяч подписей. Оригиналы подписных листов будут отправлены Президенту России. А копии всенародного волеизъявления уйдут во все высокие инстанции, начиная от Перми и заканчивая Москвой. Уже известно, что эту инициативу горожан намерены поддержать местные власти и депутаты.
До революции в Кунгуре действовали пятнадцать храмов и семь часовен. Когда медное разноголосье больших и маленьких колоколов взмывало в небо, казалось, что вместе с колокольным звоном летит в вышину и старина Кунгур.
А потом пришло время безбожников. Купола обезглавили. Часть храмов взорвали. Но мёртвые не имут сраму.
Самая трагическая судьба выпала на долю Свято-Никольского храма, Владимирской церкви и женского монастыря. Из них сделали лагерь особого назначения. А по сути - отдали на растерзание уголовникам.
Кельи, в которых 680 сестёр денно и нощно несли монашеский подвиг, превратились в камеры с зарешёченными окнами. Вместо молитв монастырские своды услышали грязный мат. Более изощрённого способа осквернить святые стены придумать было просто невозможно.
Но всё плохое когда-нибудь заканчивается. Хочется верить, что закончилось и это страшное в своей бездуховности безбожное лихолетье. Что мы наконец-то очнулись от тяжёлого сна.
Нам не краснеть от стыда.
Веры своей не забыли мы.
И, значит, вернутся сюда
Ангелы с белыми крыльями.
Кто знает, может быть, и придёт время, когда в эти намоленные места слетятся белокрылые ангелы. Ну а пока Кунгуре возрождается монашество. 30 марта 2004 года Священный синод Русской православной церкви под председательством Патриарха Алексия Второго благословил открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни.
27 июля 2009 года указом Московского патриархата настоятельницей женского монастыря была назначена игумения Руфина. Сёстры, посвятившие жизнь служению Богу, нашли временное пристанище в бывшем детском садике.
Из его окон видны купола Владимирской церкви. Лишённые крестов, они смотрят на мир из-за колючей проволоки. И ждут.
Справка
Официально Иоанно-Предтеченский женский монастырь был открыт в 1868 году. Первая монашеская община появилась в октябре 1821 года. Через столетие, 17 февраля 1921 года, по решению Кунгурского горисполкома монастырь закрыли. Спустя пять лет он был переоборудован в лагерь особого назначения.