Прогулки по набережной, созерцание закатов, путешествия на речных трамвайчиках… С этим сейчас многие пермяки ассоциируют Каму. В прошлом же река была важной транспортной артерией, от которой зависела экономика города.
Каково значение реки для краевой столицы в будущем? Поисками ответа на этот вопрос озадачились учёные и исследователи – участники научно-практической конференции. Она стала главным событием Исторического форума, который прошёл в этом году в шестой раз. Инициатором и организатором стала Пермская городская дума.
Бурлящая жизнь
Свои научные изыскания по теме «Река Кама в исторических судьбах города Перми» представили эксперты из разных регионов России, а также школьники, победившие в городской научно-практической конференции.
«Рад, что этот форум занял прочное место в жизни научного сообщества. Высоко ценю мнение краеведов, архивистов, историков. Впервые на площадке форума мы обращаемся к вопросу о роли Камы в развитии Перми. Благодаря реке город стал таким, какой он сегодня. От того, как мы ответим на поставленные на форуме вопросы, зависит пермское завтра», – считает председатель Пермской городской думы Дмитрий Малютин.
Одним из главных моментов развития Перми всегда было судоходство. Этот вид транспорта оставался основным до революции. По реке в Пермь пассажиры прибывали из Центральной России. Потом можно было пересесть на поезд и отправиться в Сибирь.
«Появившееся в 1840-е годы пароходство было очень важным атрибутом жизни для пермяков. Они интересовались всем, что касалось этой темы. Даже когда в конце XIX в. появилась железная дорога, пароходы оставались главным предметом внимания пермяков. Каждое лето с началом судоходства город оживал. Это подробно описано в «Пермских губернских ведомостях», – рассказала главный научный сотрудник Исторического парка «Россия – моя история» Вероника Козлова. – Впоследствии река стала сдавать позиции. После Великой Отечественной войны её оттеснила на второй план железная дорога. А нефть, которую раньше перевозили по Каме, начали переправлять с помощью нефтепроводов. Но в советское время очень активно развивалась транспортная функция реки в плане пассажирских перевозок. Уже до революции было три направления: дальние (до Нижнего Новгорода и Казани), так называемые средние (до городов региона) и ближние (к дачным посёлкам). Но в начале 1990-х годов пассажирские перевозки постепенно сошли на нет. Остались разве что прогулочные рейсы и дальние туристические круизы».
Как выглядела Кама в начале XX в.? По словам эксперта, судя по материалам в «Пермских губернских новостях», на реке всегда было очень оживлённо: ежедневно в плавание отправлялись большие теплоходы, пароходы, туда-сюда сновали лодки, с берега на берег пермяков перевозил паром. Сейчас река не так востребована. А зря, считают многие историки. Кроме того, городу не помешал бы действующий речной вокзал.
«Хотелось бы, чтобы однажды этот вопрос подняли», – сказал главный археограф научно-исследовательского отдела Государственный архива Пермского края Владимир Арестов.
Вернуть былую мощь
Можно ли вернуть реке былое значение? Или сегодня её функционал должен быть другим? Здесь мнения участников конференции разделились. Одни считают, что крупные водные артерии нужно «одомашнивать» – делать набережные комфортными и уютными, чтобы жители могли там прогуливаться. Другие уверены, что у Камы гораздо больше потенциала. И в этом ключ к развитию Перми. Все научные работы, подготовленные участниками к конференции, войдут в единый сборник и будут доступны для широкой аудитории.
«Приятно, когда выступают докладчики не только из Прикамья, но и из других городов. Потому что тем самым формируется научное сообщество не только внутри края. Это очень приятно, когда коллеги делятся своими исследованиями», – говорит Владимир Арестов.
«Каждый год на форуме раскрывается какая-то новая тема, идёт аккумуляция знаний о городе и восполнение пустот», – считает Вероника Козлова.