146

Куда течёт река? В Перми прошёл шестой исторический форум

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 17/11/2021
Учёные уверены, что у Камы большой потенциал.
Учёные уверены, что у Камы большой потенциал. / Ирина Вервильская / АиФ-Прикамье

Прогулки по набережной, созерцание закатов, путешествия на речных трамвайчиках… С этим сейчас многие пермяки ассоциируют Каму. В прошлом же река была важной транспортной артерией, от которой зависела экономика города.

Каково значение реки для краевой столицы в будущем? Поисками ответа на этот вопрос озадачились учёные и исследователи – участники научно-практической конференции. Она стала главным событием Исторического форума, который прошёл в этом году в шестой раз. Инициатором и организатором стала Пермская городская дума.

Бурлящая жизнь

Свои научные изыскания по теме «Река Кама в исторических судьбах города Перми» представили эксперты из разных регионов России, а также школьники, победившие в городской научно-практической конференции.

«Рад, что этот форум занял прочное место в жизни научного сообщества. Высоко ценю мнение краеведов, архивистов, историков. Впервые на площадке форума мы обращаемся к вопросу о роли Камы в развитии Перми. Благодаря реке город стал таким, какой он сегодня. От того, как мы ответим на поставленные на форуме вопросы, зависит пермское завтра», – считает председатель Пермской городской думы Дмитрий Малютин.

Одним из главных моментов развития Перми всегда было судоходство. Этот вид транспорта оставался основным до революции. По реке в Пермь пассажиры прибывали из Центральной России. Потом можно было пересесть на поезд и отправиться в Сибирь.

«Появившееся в 1840-е годы пароходство было очень важным атрибутом жизни для пермяков. Они интересовались всем, что касалось  этой темы. Даже когда в конце XIX в. появилась железная дорога, пароходы оставались главным предметом внимания пермяков. Каждое лето с началом судоходства город оживал. Это подробно описано в «Пермских губернских ведомостях», – рассказала главный научный сотрудник Исторического парка «Россия – моя история» Вероника Козлова. – Впослед­ствии река стала сдавать позиции. После Великой Отечественной войны её оттеснила на второй план железная дорога. А нефть, которую раньше перевозили по Каме, начали переправлять с помощью нефтепроводов. Но в советское время очень активно развивалась транспортная функция реки в плане пассажирских перевозок. Уже до революции было три направления: дальние (до Нижнего Новгорода и Казани), так называемые средние (до городов региона) и ближние (к дачным посёлкам). Но в начале 1990-х годов пассажирские перевозки постепенно сошли на нет. Остались разве что прогулочные рейсы и дальние туристические круизы».

Как выглядела Кама в начале XX в.? По словам эксперта, судя по материалам в «Пермских губернских новостях», на реке всегда было очень оживлённо: ежедневно в плавание отправлялись большие теплоходы, пароходы, туда-сюда сновали лодки, с берега на берег пермяков перевозил паром. Сейчас река не так востребована. А зря, считают многие историки. Кроме того, городу не помешал бы действующий речной вокзал.

«Хотелось бы, чтобы однажды этот вопрос подняли», – сказал главный археограф научно-исследовательского отдела Государственный архива Пермского края Владимир Арестов.

Вернуть былую мощь

Можно ли вернуть реке былое значение? Или сегодня её функ­ционал должен быть другим? Здесь мнения участников конференции разделились. Одни считают, что крупные водные артерии нужно «одомашнивать» – делать набережные комфортными и уютными, чтобы жители могли там прогуливаться. Другие уверены, что у Камы гораздо больше потенциала. И в этом ключ к развитию Перми. Все научные работы, подготовленные участниками к конференции, войдут в единый сборник и будут доступны для широкой аудитории.

«Приятно, когда выступают докладчики не только из Прикамья, но и из других городов. Потому что тем самым формируется научное сообщество не только внутри края. Это очень приятно, когда коллеги делятся своими исследованиями», – говорит Владимир Арестов.

«Каждый год на форуме раскрывается какая-то новая тема, идёт аккумуляция знаний о городе и восполнение пустот», – считает Вероника Козлова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах