395

Тоска по высокому. Юлия Тавризян – о переезде галереи и русском искусстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 15/11/2016
Директор ПГХГ Юлия Тавризян
Директор ПГХГ Юлия Тавризян © / Валерий Заровнянных / Пермская галерея

Художественная галерея - одно из знаковых мест для гостей Перми. Многие восхищаются подлинными полотнами известных художников, но вряд ли подозревают, что «на поверхности» находятся далеко не все сокровища.

Удастся ли разместить их в новом здании галереи? Почему выставка авангардистов вызвала такой ажиотаж и как случилось, что на купол галереи смогли забраться руферы? Об этом рассказывает Юлия ТАВРИЗЯН, директор художественной галереи.

Движение есть!

Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: Юлия Борисовна, думаю, не ошибусь, если скажу, что всем интересно было бы заглянуть в запасники галереи.

Юлия Тавризян: Нам и вправду нередко приходится слышать, что самое ценное мы спрятали в закрома и ничего оттуда не достаём. В какой-то мере это правда - в постоянной экспозиции находится лишь 1% от всего, что мы имеем. Хотя самое лучшее всё-таки «на поверхности». Да, есть, конечно, у нас масса прекрасных вещей высокого уровня, которые нечасто приходится показывать. Потому и делаем выставки, в том числе и виртуальные.

Досье
Юлия ТАВРИЗЯН. Родилась 1 октября 1962 г. в Омске. В 1985 г. окончила МГУ им. Ломоносова. В Перми с 1969 г. С 1985 г. работает в Пермской художественной галерее. С 2012 г. - её директор.
- Кстати, в новом здании на Окулова, 4, в постоянной экспозиции удастся разместить всё, что хранится в запасниках?

- Нет, конечно, несмотря на то, что площади увеличатся в четыре раза. Однако архитектура здания такова, что экспозиция увеличится незначительно. Будет больше прежде всего пространство для посетителей: нормальные входные зоны, библиотека с читальным залом, образовательный центр, магазин - всё для того, чтобы человек, пришедший к нам, чувствовал себя комфортно. Это наша задача.

- В последнее время галерея затянута сеткой, в лесах, идёт ремонт. Может даже показаться, что она не работает. Как вам живётся практически на чемоданах?

- Настроение ещё не совсем чемоданное, но мы живём в его предвкушении. Да, идёт реконструкция собора. Некоторые считают, что галерея закрыта, но мы напоминаем о себе.

- Между тем реконструкция нового здания для галереи всё затягивается. Однажды вы даже сказали: «Мне стыдно перед пермяками за это».

- Сейчас, слава богу, проект прошёл экспертизу, получил положительное заключение. Идёт конкурс по выбору подрядчика, который будет этот проект воплощать в жизнь. Реконструкция очень сложная: придётся менять всю «начинку» здания, начиная от перекрытий и заканчивая внутренним пространством. Дважды конкурс отодвигали, сейчас, надеемся, 28 ноября подрядчика выберут. Затем года полтора-два будут строить. А на последнем этапе, когда установят климатическое оборудование, проведут его мониторинг, когда мы убедимся, что в этом здании можно размещать коллекцию, тогда и начнём переезжать. Конечно, у галереи будет совершенно другая история, новая жизнь. Ведь мы привыкли к собору, к тому, что здесь высокие потолки, пространства, ощущение сакральности. И деревянной скульптуре опять же очень хорошо под куполом. Однако теперь мы должны искать совершенно новые, современные решения. И это заставляет шевелиться.

- Есть противники того, чтобы галерея разместилась в здании на Окулова. Говорят, что лучше бы построить новое здание. Но хорошо ведь, что галерея останется на набережной?

- Это самый главный плюс, за который мы, конечно, зацепились. Очень рады, что музей останется на набережной Камы - это притягательное для людей место.

«Серый овал»

- Выставка авангардистов в галерее вызвала у пермяков ажиотаж - за 10 дней её посмотрели 12,5 тыс. человек. Как вы думаете, почему? Может, народ наш заскучал по высокому искусству?

- Да, пермяки всё идут и идут на выставку. В праздники вообще по полторы тысячи человек в день проходили, стояли на улице. Люди понимают, что это классика российской культуры и искусства. Хотя, конечно, есть и те, кто приходит в ярость, говоря, что не нужно пудрить мозги этим абстракционизмом и надо это немедленно снять. Но лично я очень ценю это время в истории русской культуры.

Действительно, был прорыв, выход в авангард изобразительного искусства той эпохи. Причём Россия оказалась на пике, на острие. Она несла новые формы, опережая, по сути, весь мир. Впервые на этой выставке мы показываем работу Василия Кандинского «Серый овал» - в ней можно увидеть очень многое. И неслучайно люди подолгу в неё вглядываются.

- Может, в обществе происходят какие-то перемены к лучшему? Всё-таки не хлебом единым жив человек.

- Недавно я была в Париже, и во всех музеях увидела очереди - на улице, под дождём: на перформансы, фотовыставки, экспозиции современного искусства. Может, и у нас люди приходят к тому, что увидеть какие-то картины, скульптуры становится  необходимостью. Да, есть интерес к русскому искусству, выдающимся художникам. Хотя есть и элемент моды: «Если все идут, то и я пойду». Но это неплохо - пусть лучше будет модно ходить в музеи, а не в пивные.

Хотелось адреналина

- Недавно на шпиль галереи забрались руферы. Как вы думаете, зачем они это делают?

- Одни прыгают с гор, у других такой возможности нет, и они лезут на крыши. Хотя это очень опасно, и, кроме того, это хулиганство. Ребята вошли через ворота зоопарка и забрались наверх по строительным лесам, которые оставили рабочие. Сейчас, конечно, мы примем дополнительные меры безопасности. Но нас удивило, что руферов видел охранник зоопарка и не сообщил нашей охране. Потому что объекты на территории соборного комплекса охраняют три разные структуры, не взаимодействующие друг с другом. И это приводит к таким вот прецедентам.

- Переехав в новое здание, вы будете больше внимания уделять воспитанию молодёжи?

- Мы и сейчас многое делаем - не только для детей, вообще для всех, кто приходит к нам. Человек, эстетически воспитанный, не будет разрушать - он будет только созидать.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах