Учёные из Камской археологической экспедиции нашли в низовьях Сылвы колёсный пароход начала XX века, рассказывает интернет-газета ТЕКСТ.
Этот колёсный пароход был построен в 1904 году и изначально имел имя «Екатерина», потом «Харина», а после Революции стал ходить под именем «Вера Фигнер» в честь известной революционерки. В Великую Отечественную судно помогало эвакуировать жителей Сталинграда и Ленинграда. Позже корабль ходил по Каме, был передан Пермскому телефонному заводу и осенью 1966 года затонул при невыясненных обстоятельствах.
Археологи не искали судно целенаправленно – о нём учёным рассказали местные сылвенские рыбаки. Их сети всё время цеплялись и рвались о какой-то крупный объект в низовьях реки. Проводить подводные исследования решили в декабре 2020 года – зимой вода более прозрачна, нежели летом.
«Судно погибло внезапно, мы под водой это увидели. После того, как оно затонуло, его пытались поднять – там есть следы подъёма. Его пытались выдернуть краном из ила, но в результате отломился нос, и оно распалось на части», – рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии ПГНИУ Григорий Головчанский.
Поднять пароход сейчас будет непросто, говорят учёные: за десятки лет, которые корабль пролежал под водой, мазут из его баков образовал «пузырь», который может лопнуть при поднятии парохода. Возможно, судно поднимут по фрагментам, и эти фрагменты потом музеефицируют.
Напомним, что подводная археология в Пермском крае активно развивается последние четыре года. Она объединила учёных из Камской археологической экспедиции, Уральского центра подводных исследований и Центра подводных исследований Русского географического общества.