225

Симптом недержания цены: социальные проездные документы в Прикамье стали существенно дороже

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АИФ-Прикамье 16/12/2009

Социальные проездные документы (СПД) стали существенно дороже, а категория лиц, имеющих право на их приобретение, значительно сузилась.

Вертикаль бьёт сверху вниз

В официальном ответе на запрос «АиФ-Прикамье» пресс-служба краевой администрации ответила: «С 1 декабря 2009 года отменяются федеральные СПД - из-за отсутствия федерального финансирования». Пойти вразрез с решением федеральной власти местные чиновники не решились. Ветеранов Великой Отечественной войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, ленинградцев-блокадников, жертв политических репрессий и прочих «федеральных людей» сняли с СПД-довольствия уже в декабре, не дожидаясь Нового года.

Сфера ответственности

Логика в целом понятна: кто обещал, пусть тот и платит. Однако стоит заметить, все федеральные повинности: набор запасников в Чернобыль и призывников в Афганистан, поставок узников в ГУЛАГ - проходили с непосредственным участием местной власти. Персоналии сменились, но правопреемственность осталась. Да, выполняли указание сверху. Ну так сообщите наверх, что надо уже платить по счетам, предъявленным снизу. Разумеется, пермский министр социального развития Зубарев никого не посылал воевать в Афганистан и Чечню, он просто подписал Постановление №766-п от 23.10.09: «абзац такой-то признать утратившим силу», «цифры 435 заменить цифрами 610». В результате тысячи инвалидов, потерявших здоровье в Чечне, в Чернобыле, в Афганистане, на производстве, теперь не могут добраться до того, что называется здравоохранением и соцобеспечением. Без СПД по инстанциям не наездишься!

Мизерные 6%

Федеральными СПД пользуются в крае менее шести процентов граждан из числа тех, кому эта льгота положена, региональными СПД - 12 процентов, - заявляют краевые чиновники. Переведём проценты в абсолютные цифры, получим по федеральным льготам 18-20 тыс. человек, по региональным - 35-50 тысяч пользователей в зависимости от сезона. Как можно считать потребности этих людей незначительными?

В кабинете Валентина Ермолова, заместителя директора Фонда социальной поддержки населения, в первых числах декабря телефон звонил не переставая. Дозваниваются «лишенцы» в основном из Перми и Пермского района.

- С каждым беседую подробно, - говорит Валентин Митрофанович. - Каждый старается доказать, что ему СПД нужен чрезвычайно. И действительно, из Лядов в Пермь на гемодиализ человек ездит, другой - из Гамово в онкоцентр на обследования и на химиотерапию. Женщина из Соликамского района позвонила, у неё ребёнок-инвалид, на процедуры его надо возить в город.

- Да уж, это не на дачу картошку окучивать!

- Да хоть бы и на дачу! - вздыхает Валентин Ермолов. - Они ведь в огородах работают, чтоб прокормиться. Пусть старушка-блокадница, пользуясь льготным проездным, съездит за хлебом и картошкой на дешёвый рынок, чтоб на рубль на свой пенсионный чуть побольше еды купить!

Нет контакта

В 2005 году, когда напуганные принудительной монетизацией люди вышли на рельсы, было принято решение о введении СПД, закреплённое в Указе губернатора Пермской области №15 от 02.02.05.

Народ и власть договорились оплачивать СПД на паритетных началах. Граждане - заранее, в момент покупки. Власть - позже целевым перечислением должна доплачивать перевозчикам из бюджета, чтоб компенсировать выпадающие доходы. Перевозчики - это внутригородской и междугородный автотранспорт, трамвай, троллейбус, железная дорога и даже речной флот. Оставалось договориться с ними о цене.

И тут перевозчики взялись выкручивать руки чиновникам. Чиновники - куда деваться? - стали повышать розничную стоимость СПД. Только за 2009 год цена проездного билета увеличивалась трижды и выросла вдвое.

«Повышение стоимости регионального СПД связано с повышением цен на топливо, электроэнергию», - цитата из официального ответа министерства градостроительства и развития территории в «АиФ-Прикамье». Допустим, льготники не помнят, сколько стоил бензин марки 92-Аи в декабре 2008 года, и поверят в эту - мягко выражаясь - неточность. Но про электричество-то они знают.

Покупатели СПД заплатили за одиннадцать месяцев 2009 года 293,7 млн. рублей. Эти деньги с прибавкой от бюджета должны были поступить перевозчикам. Перевозчики говорят: мало! Похоже, власть, особо не утруждая себя расчётом экономического обоснования, перекладывает бремя на льготников.

Льгота - не деньги

С точки зрения экономики покупка проездного - это приобретение услуги оптом с авансовым платежом. Специфика транспортной системы не позволяет покупателю и продавцу вступить в непосредственный контакт. Власть взяла на себя роль посредника и твёрдо ведёт процесс к тому, чтоб покупатель сам отказался от идеи использования проездного. Может быть, это даже и правильно, но!

Среди пользователей СПД есть особая группа - инвалиды по зрению. Пусть министр социального развития с завязанными глазами в движущемся автобусе вслепую наберёт в кармане нужную сумму. Пусть попробует, как это трудно.

- К сожалению, незрячие люди нередко становятся жертвой жуликов: приготовленные деньги у них, пользуясь случаем, забирает кто-нибудь из пассажиров, - рассказывает председатель Пермского отделения ВОС Александр Фролов.

Для инвалидов по зрению наличие проездного билета - всё равно что пандус для колясочника - элемент безбарьерной среды. Рассматривать вопрос о безопасном проезде для инвалидов по зрению нужно вне контекста льготирования СПД.

Для остального населения социальный проездной - это элемент национального сознания, как Ленин в мавзолее. Вроде бы всё понятно, но убирать нельзя.

Динамика роста стоимости муниципального СПД в Перми в 2009 году

вид льготников декабрь январь февраль
федеральные отказано 265 рублей 415 рублей.
региональные ? (решается вопрос о возможности покупать муниципальный СПД лицам, достигшим пенсионного возраста) 265 рублей 435 рублей.
муниципальные 610 рублей. 265 рублей 435 рублей.

Примечание: до 2009 года муниципальный проездной Перми позволял пользоваться 50%-й скидкой на железнодорожном транспорте в пределах города.

СПД в других региона России:

Екатеринбург

1 февраля 2009 года стоимость СПД:

метро и автобус - по 385 рублей;

на трамвай или троллейбус - по 325 рублей;

на трамвай-троллейбус - 575 рублей.

С 1 сентября 2009 года введён единый СПД на все виды транспорта - стоимость 275 рублей для всех категорий льготников. Цена одноразовой поездки без льгот - 14 рублей.

Вопрос о повышении стоимости или об отмене СПД в настоящее время не ставится.

Дополнительные льготы

В муниципальном транспорте льготники, не имеющие СПД, платят за проезд 12 рублей. Ряд перевозчиков в Екатеринбурге не обслуживает пассажиров по СПД. В этом транспорте проезд стоит 12 рублей, для льготников - 10 рублей.

Уфа

Стоимость социального проездного - 250 рублей. В июне была попытка правительства отменить СПД для федеральных льготников. Верховный суд республики признал Постановление Правительства РБ незаконным. Нормативных изменений не предвидится.

В настоящее время угрозу для СПД несут транспортники города, изучается вопрос перевода подвижного состава из одной формы собственности в другую, что позволит частично отказаться от предоставления услуг по СПД.

Стоимость СПД в декабре 2009 года

город цена проездного
Сыктывкар 130
Уфа 250
Екатеринбург 275
Пермь 610

Оборот СПД в Пермском крае

Льготники не ездят бесплатно!

За 11 месяцев 2009 года пользователи СПД заплатили перевозчикам

293,7 млн. рублей,

в том числе 20,2 млн. - за муниципальные проездные в шести городах Пермского края (в том числе 17,3 млн. - в Перми):

195,3 млн. - за региональные проездные,

78,2 млн. - за федеральные проездные.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах