Сильное заявление сделал глава города Перми в адрес автоперевозчиков. Пообещал закрыть их бизнес, если не выполнят требований муниципалитета и не повысят, в част-ности, культуру перевозок.
Насчёт культуры - точно сказано. Культуры нам всё время не хватает. Причём, как правило, потому, что не хватает денег на культуру. Единственным источником денег служит бизнес. Так зачем его закрывать и, главный вопрос, как? Похоже, что никак. Во всяком случае, выдавить с пермских улиц "сотку" мэрии никак не удаётся. Почему? "Потому что мы действуем строго в рамках закона", - объясняет Павел Ширев, юридический консультант предпринимателя, обслуживающего этот маршрут в настоящее время.
При входе в автобус N100 надпись: "Льгот нет". Я не имею СПД (социального проездного документа), так что за свои восемь рублей могу свободно выбирать маршрут, со льготами или без, лишь бы вёз куда надо. Сажусь в автобус на остановке "ул. Борчанинова". Салон свежевыметен, это заметно, потому что пассажиров не много. Женщина-кондуктор не только вежливая, но и аккуратно причёсанная...
Так устроен мир
Антикоррупционная реформа законодательства РФ привела к тому, что исполнительная власть не может напрямую управлять бизнесом. У неё другая задача - создавать условия для того, чтобы он развивался. Например, для того чтобы стать пассажироперевозчиком, нужно зарегистрироваться в налоговом органе, получить лицензию в Управлении государственного автодорожного надзора (федеральная структура, подчиняющаяся Минтрансу) и - всё. За качество дорожного покрытия под автобусом, за освещение на остановках и прочие дополнительные удобства отвечает муниципалитет. Перевозчики платят ему деньги (налоги) для того, чтобы было чем ответить. Пассажир покупает у перевозчика услугу по цене, которая в данный момент устраивает обе стороны. Есть один законный способ закрыть бизнес - отозвать лицензию. Для этого нужно представление Управления государственного автодорожного надзора и решение суда. Ни Управление, ни суд муниципалитету не подчиняются. Спектр подзаконных и противозаконных способов устранения предпринимателя из бизнеса весьма широк. Но никому и в голову не придёт, что глава города имел в виду что-то этакое.
Ах, вот в чём дело!
Руководитель транспортного комитета администрации Перми Игорь Сасунов признал, что в одиночку администрация с "сотым" не справится.
- Но если привлечь ГИБДД, Роспотребнадзор, налоговую, Управления государственного автодорожного надзора, то результат будет, - продолжил чиновник свой оптимистический пассаж. - С Управлением у нас очень хороший контакт. Вот только что они отозвали лицензию на 10 автобусов.
- С сотого маршрута?
- Нет. Но на днях состоится очередное судебное заседание, и в том, какое будет принято решение (в отношении сотого. - авт.), я не сомневаюсь.
У меня ещё оставалось недопонимание, чем плох маршрут N 100. И тут Игорь Анатольевич изрёк истину: "Он не утверждён постановлением главы города Перми".
Особая миссия власти
Первый крупный конфликт между "соткой" и властью вспыхнул, когда было принято решение повысить тариф с 6 до 8 рублей. Сотый, по словам Павла Ширева, не видит сегодня большой необходимости повышать стоимость проезда. Когда платит каждый пассажир, миинимальная рентабельность обеспечивается. Это обстоятельство - ключ к настоящей подоплёке противостояния.
Есть категория людей, благосостояние которых не позволяет покупать транспортную услугу по сложившимся ценам. Социально ответственный муниципалитет покупает у перевозчика услугу оптом и распределяет это благо между малоимущими. Пермский муниципалитет идёт несколько иным путём. Реализуя социальные проездные, он распределяет вырученные средства в виде дотаций между перевозчиками на маршрутах, которые утверждены постановлением главы города Перми. Чтобы утвердить маршрут, надо включиться в систему СПД. К сожалению, избранная методика не позволяет заплатить каждому перевозчику за каждого бесплатного пассажира. Некоторым достаётся больше, некоторым - меньше. Обиженные требуют повысить тариф, чтобы "платный" пассажир перекрывал убытки, нанесённые "бесплатным". Некрасиво по отношению к тем, кто покупает билет. Получается, что они оплачивают из своего кошелька муниципальную благотворительность.
Не будь в Перми мятежного "сотого", никто бы и не узнал об этой стороне медали. А ведь на путь справедливой цены могут встать и другие перевозчики, не желающие продавать свою услугу оптом по дешёвке и добирать выручку за счёт "платных" пассажиров, а то и мелкого мухляжа. Если параллельно каждому маршруту покатит своя "сотка", "платный" пассажир уйдёт туда. Потому что там хватает денег на повышенную культуру обслуживания.