Разогреть обед, посмотреть телевизор, послушать музыку, выпить горячего чая. Современный человек привык к тому, что может сделать всё это в любой момент – достаточно подключить нужный бытовой прибор к сети. Но когда электричества нет, к примеру, из-за аварий (причин может быть много: снегопады, сильный ветер и т. д.), весь уклад нашей жизни рушится. Чтобы таких проблем не возникало, в России в целом и в Пермском крае в частности создан новый институт – системообразующие территориальные сетевые организации, или СТСО. Как это поможет?
Было и стало
По закону «Об электроэнергетике» производство электроэнергии и энергосбытовая деятельность являются конкурентными сферами, сети относятся к монопольному сектору.
Между тем, на начало 2024 г. в Пермском крае действовало 16 территориальных сетевых организаций (ТСО). В 2015 г. их было вообще более 60.
Подобная пcевдоконкуренция, разрозненность приводят к ряду рисков для работы сети и неоптимальному распределению ресурсов на её эксплуатацию, поддержание и развитие. Размывается центр ответственности, возникает так называемая «лоскутная сеть», происходит усложнение её оперативного управления.
По данным Минэнерго РФ, 40 % ТСО не соответствовали требованиям надёжности. Многие из территориальных сетевых организаций (ТСО) не обладали ресурсами, необходимыми для поддержания энергообъектов в надлежащем состоянии и их оперативного ремонта в случае аварий. В результате страдали люди.
На федеральном уровне решили консолидировать сети, передав их крупным и надёжным представителям отрасли. Для этого и создали институт СТСО.
Уже приступили к работе
В Пермском крае указом губернатора Дмитрия Махонина статус СТСО с 1 января 2025 г. присвоили компании «Россети Урал», которая отвечает новым требованиям, давно работает в Прикамье, обладает всеми необходимыми ресурсами (речь не только о спецтехнике и оборудовании, но также о квалифицированных кадрах) и представлена практически во всех территориях региона, что позволяет оперативно реагировать на аварийные ситуации.
По словам директора филиала «Россети Урал» – «Пермэнерго» Вячеслава Костецкого, для компании это прежде всего – высокая социальная ответственность. Раньше большое количество ТСО и их разрозненность осложняли взаимодействие при ликвидации нештатных ситуаций и обслуживании сетей, в том числе бесхозяйных. Теперь создаётся единый центр ответственности для обеспечения надёжности и качества электроснабжения потребителей. Он призван «подхватить» объекты бывших ТСО и бесхозяйную инфраструктуру, содействовать ликвидации масштабных аварий в смежных сетях.
Первоначальной задачей компании «Россети Урал» станет поддержание работоспособности вновь принятых на свой баланс сетей. Качественные изменения в их работе станут возможными после включения затрат на модернизацию этой электросетевой инфраструктуры в инвестиционную программу компании.
Важно отметить, что в связи с введением института СТСО порядок передачи сетей садовых некоммерческих товариществ на баланс в «Россети Урал» не изменился. Необходимо выполнить перечень технических требований и предоставить документы, подтверждающие право собственности на объекты электросетевого хозяйства.
По словам Вячеслава Костецкого, в конце прошлого года пермский филиал предприятия уже практически отработал функции СТСО. В начале ноября на Прикамье обрушилась стихия: снегопады и сильный ветер повредили сети в разных округах на севере региона. Наиболее пострадали объекты иных сетевых организаций. В результате встали водонасосные станции и котельные. Люди остались без воды и тепла.
По решению краевого Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения энергетики пермского филиала «Россети Урал» оказали помощь в восстановлении электроснабжения Березников и Соликамска. Бригады компании задействовали на самых сложных участках аварийных линий. Они трудились круглосуточно. Работу высоко оценили власти.
Выше эффективность
Как отразятся нововведения на прикамцах?
Никаких негативных изменений произойти не должно, считают эксперты. А для тех, кого раньше обслуживали другие ТСО, ситуация, наоборот, улучшится, поскольку ремонтные бригады будут реагировать на нештатные ситуации быстрее и работать эффективнее.
«Помимо повышения надёжности за счёт механизмов единой технической политики, появление системообразующей территориальной сетевой организации позволит более эффективно расходовать тарифные средства», – подчеркивает Вячеслав Костецкий.
Кстати, сотрудников ТСО, потерявших этот статус, готовы трудоустроить в компании «Россети Урал».
Как связаться с компанией
С 15 октября 2024 г. клиенты могут обращаться в контактный центр с мобильных устройств по номеру 220. Услуга доступна для абонентов МегаФона, МТС, Билайна, Т2.
Единая прямая линия «Россети Урал» – 8-800-220-0-220 (круглосуточно, бесплатно по России).
Информацию по вопросам электроснабжения можно получить в мессенджере Telegram по никнейму @rossetiural_client или номеру 8-912-290-12-20.
Существует бесплатный сервис уведомлений о плановых, внеплановых и аварийных ограничениях электроснабжения. Чтобы запустить его, нужно ввести в поисковой строке мессенджера Telegram наименование чат-бота @RossetiUral_bot. После этого в диалоговом окне следует нажать «Запустить» – это команда start. После её активации бот объяснит, как приступить к работе.
На сайте компании работает интернет-приёмная.
Информация о перерывах электроснабжения размещается на сайте компании в разделе «Клиентам». Там же функционирует сервис передачи информации о нарушениях подачи электроэнергии для клиентов.