История семьи Мущинкиных тесно переплетается с этапами становления нефтеперекачивающей станции в селе Уральском Пермского края. Глава семьи – Николай Никитьевич – ровесник НПС «Уральская». Родился в 1958 году, когда её закладывали (она тогда называлась «Дряхлы»), когда строили рабочий посёлок для нефтепроводчиков. Его сын – Александр Мущинкин –появился на свет в 1982 году, когда этот производственный объект обновился. Сегодня оба представителя династии работают на нефтеперекачивающих станциях Пермского края.
Обходчик на лошади
Жизнь Николая Мущинкина из села Уральского с детских лет была связана с нефтепроводной трассой. Его отец Никита Иванович тоже работал на «перекачке», как между собой называют НПС сельчане. Сначала, когда станция строилась, был плотником, бетонщиком, а потом линейным обходчиком.
«Мама тоже на станции работала – уборщицей производственных помещений, так что можно сказать, что НПС стала для нас вторым домом, – вспоминает Николай Мущинкин. –На трубопроводной трассе я регулярно бывал вместе с отцом лет так с 10. В конце 1960-х участок нефтепровода, который по долгу службы обходил мой отец, тянулся на 12 км. В те годы линейные обходчики на нефтепроводную трассу ездили не на машинах, а на лошадях. Отец меня на лошадь сажал, брал на трассу, и пока он работой был занят, я рядом ягоды да грибы собирал. Траву вдоль трассы положено было скашивать косой-литовкой, чтобы идеальный порядок был. Эту траву мы косили, собирали граблями и как сено использовали, кормили овец, коз. У нас семья большая была, так что помощников много – даже племянники из соседней деревни приезжали помогать отцу».
Лошадей линейным обходчикам выдавали на станции. За время работы у Мущинкина-старшего сменилось три лошади. Маленький Коля успевал привязаться к каждой из них. Прошло без малого полвека, а Николай Никитьевич до сих пор помнит клички этих лошадей. «Сначала была Малютка, потом Вьюнок, а последняя Серушка, – рассказывает он. – Малютка самая ласковая была, тянулась к людям, мы детьми у неё под животом ходили спокойно, знали, что она не тронет. И верхом на ней катались и купаться ездили, и даже скачки устраивали. А потом я вырос, ушёл в армию, а когда вернулся в 1979 году, отец уже в пожарной службе НПС работал, а лошадь отдали линейному обходчику на нефтеперекачивающую станцию «Белая» в Татарстане. Через три года, когда я сам уже устроился на станцию, нам довелось с ней встретиться. Представьте себе, Серушка ко мне сама подошла, значит, узнала меня – сына линейного обходчика».
По молодости Николай, как многие сельчане, стремился уехать в город. Но, когда вернулся из армии, родители его отговорили, мол, лучше к нам на «перекачку», нам водители нужны. Так и остался Николай Никитьевич в Уральском. Около 40 лет он работает водителем на нефтеперекачивающей станции, и жену Александру Варламовну туда заманил. «Она тоже всё в город рвалась – в банке там работала, а потом познакомилась со мной на танцах, а я в город – ни ногой, родителям ведь обещал, – рассказывает Николай Мущинкин. – Так что она вместе со мной на НПС до самой пенсии проработала – бухгалтером, кассиром, делопроизводителем».
Как одна семья
С тех пор, как в 1979 году устроился на станцию, Николай Никитьевич что ни день, то за рулём.
«Сначала работал на гусеничном вездеходе – после войны такой транспорт пригодился для перевозки людей. Дорог тогда не было, в город людей на тракторах возили, а зимой дома в Уральском заметало по крыши, снега много было, – вспоминает те годы Николай Мущинкин. – Это теперь машины на станции новые, предприятие заботится об обновлении автопарка и спецтехники, вся техника на станции хорошая, современная, а сначала-то мы на старых советских грузовиках ездили. Когда мне ЗИЛ-130выдали, ему уже лет 15 было, если не больше, так я на нём весь Пермский край, Татарстан, Башкортостан объездил. Возил грузы между производственными объектами нашего большого предприятия. Я много машин перебрал – водил ГАЗ-51, ГАЗ-63, УРАЛ. Не только грузы перевозил, но и аварийные бригады. На КАМАЗе таскал жилые вагоны для аварийных бригад, на трубовозе тоже работал. А недавно пересел на УАЗ, теперь перевожу телемехаников, которые на нефтепроводной трассе работают».
Одним словом – где родился, там и пригодился. Без такого водителя, как Николай Никитьевич, работники станции в прямом смысле далеко бы не уехали.
Довелось Николаю Мущинкину поработать и вместе с легендарным нефтепроводчиком – бывшим фронтовиком, партизаном, ветераном Великой Отечественной войны Юрием Поповым. Когда Николай только устроился на НПС, Юрий Семёнович был начальником Пермского (тогда ещё Краснокамского) районного нефтепроводного управления.
«Он приезжал на трассу, мы часто виделись, общаться с ним легко было, – вспоминает Николай Никитьевич. – Мы с Юрием Семёновичем вместе на лыжные соревнования ездили как участники. Никаких барьеров между нами не существовало, всё было проще. Головной офис нашего предприятия тогда находился в Бугульме. Генеральным директором был Сергей Петрович Лебедич. Так мы, простые водители, к нему ходили напрямую накладные на грузы подписывать. Сейчас такое очень редко встречается, но в нашей отрасли, на наших станциях и сегодня можно найти такие примеры. На НПС «Уральская», например, коллектив (около 100 человек. – Прим. ред.), как одна большая семья».
Труд на нефтеперекачивающей станции «Уральской» в почёте, многие сюда стремятся. Плюс к престижу и зарплата достойная, хороший соцпакет, путёвки в санатории. Так что жизнь на селе во многом на станции держится.
Семейную династию Мущинкиных в Пермском РНУ продолжает сын Николая Никитьевича–Александр. Без малого четыре года он работает на НПС «Мостовая» мастером линейной аварийно-эксплуатационной службы. После института Александр Мущинкин работал на Севере среди геологов, был начальником автоколонны. Ради того, чтобы вернуться в родные края и устроиться на нефтеперекачивающую станцию, он получил второе высшее образование по специальности «Нефтяное дело». Дочь Николая Мущинкина хоть и работала на НПС «Уральская», но недолго, а вот зять по сей день трудится в бригаде. Так что Николай Никитьевич надеется, что, может, и четвёртое поколение потянется на станцию за родителями. Ведь в Уральском каждый с детских лет знает, как уважают нефтепроводчиков и других работников отрасли.