Тёмные круги под глазами, затуманенный взгляд, полный тоски, частые печальные вздохи. Именно так выглядит родитель, который накануне допоздна делал с ребёнком уроки. Знакомая ситуация? Изменить её можно и нужно, говорят специалисты. В этом помогут лягушка и слон.
Почему возникает проблема?
«Почти каждый день допоздна делаем уроки с дочерью, – рассказывает мама школьника. – Не понимаю, почему ребёнок не может собраться и быстро выполнить домашнее задание самостоятельно? Что делать?»
«Мы тоже решаем задачки до темноты, – жалуется другая пермяка. – Сын никак не хочет приступать к работе…»
Такая проблема есть во многих семьях. Возникать она может по разным причинам, считают специалисты. Одна из них – усталость.
«Однажды мы с коллегами задались целью подсчитать, сколько длится профессиональный рабочий день студента. Представьте: он учится шесть пар по полтора часа. Итого – девять часов! Кроме этого нужно время на выполнение домашнего задания, поручений родителей, – говорит старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ Инга Фрейманис. – У школьников похожая ситуация. Они очень много трудятся. Их рабочий день намного дольше родительского. Как можно при этом быстро и хорошо выполнять задачи? Это достаточно сложно. Учитывать нужно и индивидуальные особенности детей. Кому-то просто контролировать себя и концентрироваться на работе. Кто-то более рассеянный».
При этом, по словам психологов, не бывает плохого или хорошего темперамента. Так, исследования показали, что часто у людей, которые не умеют себя организовать, очень развиты творческие способности.
«Ещё одна из частных причин, по которым ребёнок откладывает уроки или не хочет их делать – это отсутствие интереса. Наверное, все родители обращали внимание, что задания по предметам, которые нравятся, дети выполняют быстрее и качественнее. Надо развивать интерес к разным предметам. Также школьник может не понимать, для чего ему делать уроки. Нужно ему объяснить, как хорошая учёба может повлиять на его судьбу, какие бонусы жизнь преподносит образованным людям. Чем чётче он будет это представлять, чем важнее это будет для него, тем больше сил он будет вкладывать», – считает Инга Фрейманис.
Одна из частных причин, по которым ребёнок откладывает уроки или не хочет их делать – это отсутствие интереса. Наверное, все родители обращали внимание, что задания по предметам, которые нравятся, дети выполняют быстрее и качественнее. Надо развивать интерес к разным предметам.
Чем младше ребёнок, тем ближе должна быть светлая перспектива, которую описывает взрослый, чтобы мотивировать школьника. К примеру, первоклашку проще заинтересовать походом в кино или прогулкой в ближайшие выходные, чем пятёрками в университете.
Лягушку придётся съесть
Каждый родитель задаётся вопросом, как помочь ребёнку организовать себя. Приёмов существует много. Одним словом их можно назвать «самоменеджмент». Кстати, они пригодятся и взрослым.
«Приведу два простых примера. Первое упражнение называется «Съесть лягушку». Не секрет, что труднее всего нам даются дела, которые мы не хотим выполнять. Такие небольшие, но неприятные задачи в самоменеджменте называются лягушками. Важно начинать работу именно с них. То есть, съедать лягушку. После этого можно с удовольствием решать оставшиеся задачи», – рассказывает Инга Фрейманис.
Разделить слона на бифштексы
Второе упражнение называется «Съесть слона». Речь о больших и сложных делах. Представьте: перед вами стоит задача сделать что-то грандиозное, но непонятно, с чего начать. Кажется, что это потребует много сил и времени – это пугает.
«Тогда нужно разбить большое дело на много маленьких. Иными словами, мы не можем съесть слона целиком, но, разделив его на небольшие, скажем, бифштексы, это легко. Как это может выглядеть на примере со школьниками? У ребёнка есть большое дело – выучить все уроки. Может казаться, что это сложно. Бьём работу на мелкие задачи. Первая – выполнить упражнение по русскому языку, вторая – решить примеры по математике, третья – нарисовать рисунок… В этом случае приступать к домашнему заданию намного проще», – говорит психолог.
Школьник может не понимать, для чего ему делать уроки. Нужно ему объяснить, как хорошая учёба может повлиять на его судьбу, какие бонусы жизнь преподносит образованным людям.
Конечно, нужно помочь ребёнку разделить «слона» на бифштексы – разбить сложную задачу на мелкие.
Также важно делать перерывы на отдых во время выполнения домашнего задания.
«Результаты исследований гласят, что мы можем концентрироваться на какой- то деятельности в течение 45 минут. Потом приходит усталость. И нам сложно в таком же темпе воспринимать информацию. Поэтому в идеале через каждые 45 минут должны быть перерывы. Именно такой режим соблюдают в школах. Переменки нужны и в домашних условиях. Прошло 45 минут – нужно сделать перерыв и сменить вид деятельности (к примеру, с умственной на физическую, можно заняться домашними делами)», – советует Инга Фрейманис.
К слову, если вы с ребёнком столкнулись с какими-либо проблемами, вы всегда можете обратиться за помощью и советом к школьному психологу.