Найти сферу, которая ещё не подверглась бы цифровизации в той или иной степени, кажется, невозможно. Государственные услуги, финансовые отношения, торговля, производство, хозяйство, образование – для всего найдутся сервисы. Казалось бы, мы уже попали в фантастический фильм, но это – только начало. Как будем жить в ближайшем будущем, с какими сложностями и рисками можем столкнуться, что поможет не отстать от жизни? Обо всём этом говорим с директором Института цифровых технологий управления и информационной безопасности УрГЭУ Александром Коковихиным.
Государство как экосистема
Ксения Огородникова, «Аиф-Урал»: Александр Юрьевич, цифровая трансформация экономики и управления – один из приоритетов нашей страны. Насколько мы уже продвинулись в этом направлении?
Александр Коковихин: Россия в числе мировых лидеров по цифровой зрелости государственного управления – эта сфера подвергается цифровизации с максимальной скоростью. В нашей стране действует федеральный проект «Государство для людей», нацеленный на формирование клиентоцентричной культуры и перестройку процессов взаимодействия с населением, улучшение обратной связи и оценки удовлетворённости получателей госуслуг. Мы видим, насколько серьёзный объём государственных и муниципальных услуг перешёл в «цифру», насколько адресной является социальная поддержка населения. Система становится более прозрачной и оперативной благодаря электронному обмену данными. По схожему принципу строятся все бизнес-экосистемы, но наше государство – самый масштабный пример.
– А бизнес как меняется в этих условиях?
– Алгоритмы обработки больших данных позволяют ближе узнать своего потребителя и предложить именно те продукты и услуги, которые ему нужны. Экосистемы сегодня создают банки, ИТ-гиганты и даже наши, уральские металлургические компании. Чтобы собрать данные о потребителях и поставщиках, они внедрили CRM-системы, которые позволяют аккумулировать сведения из разных отделов в единую базу и анализировать с разных точек зрения. А также снизить человеческий фактор во взаимодействии с клиентами и подрядчиками: теперь они не завязаны на конкретного продающего сотрудника. Также более детальное знание своих потребителей позволяет развивать производство сопутствующих товаров или строить партнёрские отношения с другими участниками рынка.
Цифровизация выводит не только продажи, но и систему качества на новый уровень. К примеру, предприятия вводят системы датчиков, которые позволяют не просто обнаружить, но даже предотвратить производственный брак. В сфере городского хозяйства появляется возможность контролировать температуру теплоносителей в жилых домах.

– Что помогает развитию цифровизации в России?
– Анализировать большой объём разнообразных данных сегодня помогает искусственный интеллект. Этот сквозной инструмент нужен практически везде: в информационной сфере, в менеджменте, маркетинге, культуре, дизайне, в лесном хозяйстве, транспортной отрасли. Развитие и внедрение искусственного интеллекта является одним из приоритетов государства, в этом направлении действуют федеральные программы в рамках экономики данных.
ИИ не заменяет сотрудников, поскольку задать параметры работы алгоритмов должен именно человек. Однако он расширяет возможности: сокращает рутинные задачи, высвобождая до 25% рабочего времени, и позволяет направить усилия на креатив. Но, конечно, это также накладывает определённые требования на современного сотрудника, который взаимодействует с цифровой системой: ему необходимо обладать знаниями, как она работает, и быть способным проверить результат и исключить ошибки, которые пока не редкость для ИИ.
Поскольку работа с данными ставит вопрос об их защите, активно развивается и направление информационной безопасности, государственного контроля над сбором и хранением персональных данных. И формируется культура цифровой гигиены.
Как угнаться за «цифрой»?
– Значит, учиться пользоваться ИИ-алгоритмами теперь придётся представителям любых профессий?
– Совершенно верно. Для повышения своих компетенций в работе с искусственным интеллектом представители любых специальностей могут пройти программы повышения квалификации и переподготовки в Институте дополнительного образования УрГЭУ, с которым активно взаимодействуют наши кафедры. Все программы согласованы с контролирующими органами, такими как Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Для рядовых пользователей существуют программы цифрового просвещения. Жители региона могут научиться использовать современные цифровые устройства и сервисы себе во благо и снизить свои риски потери или утечки данных. Наш университет участвует в этой просветительской миссии. В частности, у нас есть Научно-образовательный центр информационных технологий для работы со школьниками. Обучаем ребят не только работе с соцсетями и созданию сайтов, но и цифровой гигиене.

– А в рамках основного высшего образования работе с искусственным интеллектом учат только будущих программистов?
– В программы по всем информационным специальностям и близким к ним, таким как бизнес-информатика, мы уже три года назад ввели модуль по прикладному ИИ. Студенты учатся с помощью искусственного интеллекта создавать простые программные модули для автоматизации стандартных процессов, а недавно они участвовали в разработке геоинформационной системы по оценке лесного фонда Свердловской области. Она позволяет по снимкам из космоса точно установить участки, потенциально уязвимые для незаконной вырубки.
Также в этом году блок по прикладному ИИ стал неотъемлемой частью предмета «Информатика», который изучают все студенты университета независимо от профиля подготовки. Они учатся правильно, а главное – безопасно использовать системы искусственного интеллекта, которые сегодня есть на рынке.

– Не станем ли мы слишком зависимы от «цифры» и уязвимы при сбоях в её работе?
– Вопрос серьёзный, и он связан также с информационной безопасностью. Поэтому всегда должны создаваться резервные мощности на предприятиях и в организациях для обеспечения бесперебойной работы систем, запасные каналы связи, а также копии данных. Важно, чтобы сотрудники ИТ-служб обладали пониманием, как устроено оборудование, с которым они работают, и, соответственно могли его оперативно починить. А также знали, как извлечь данные с помощью других устройств. Это даёт им фундаментальное университетское образование.
Реклама. Уральский государственный экономический университет, ИНН 6661003675
Идейный штурм! На Урале школьники презентовали замыслы улучшения жизни
Равнение на рабочий класс? Новые реалии дают поправки на престиж профессии
Всему голова. В УРГЭУ рассказали о причинах роста цен на хлеб
Больше компетенций. Уралу необходимы экономически подкованные медики
Новые тренды рынка труда. В России растёт потребность в универсалах