Примерное время чтения: 13 минут
276

Большая стройка. Чем запомнился пермякам первый год Алексея Дёмкина?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Прикамье 15/12/2021
Под контролем властей в Перми завершились сразу несколько многолетних дорожных строек.
Под контролем властей в Перми завершились сразу несколько многолетних дорожных строек. Пресс-служба администрации Перми

Эксперты отмечают, что смена руководства в краевой столице произошла без потрясений. Преемственность власти выразилась в завершении крупных строек, начатых ранее. Однако в действиях новой городской команды уже прослеживается собственный стиль.

Каким был год для Перми? Эксперты оценили работу муниципалитета и мэра Перми в уходящем году.

Тандем союзников

Для пермяков этот год стал временем перемен. Город получил фантастическое федеральное и краевое финансирование на подготовку к 300-летию Перми. Многие планы, которые раньше казались недоступными, стали  воплощаться в жизнь. Один за другим в Перми завершили несколько знаковых социальных и инфраструктурных проектов. Всё это происходило на фоне кадровых изменений: в декабре 2020 г. город возглавил Алексей Дёмкин, значительно обновилась городская команда управленцев.

Смена руководства произошла без потрясений – эффективность и преемственность власти удалось сохранить, а все озвученные ранее планы были реализованы: стройки не останавливались, дороги и социальные объекты сдавали в срок и с достойным качеством. Во многом решающую роль при воплощении проектов сыграло то, какие отношения сложились между мэром Перми Алексеем Дёмкиным и действующим губернатором Дмитрием Махониным. Именно стабильное взаимодействие городских и краевых властей позволило эффективно реализовывать всё задуманное.

«Главная характеристика взаимодействия губернатора и главы Перми – это нормальные рабочие отношения, отсутствие конфликтов между краем и городом. Между мэром и губернатором есть постоянный диалог. Алексей Дёмкин – глава Перми, который имеет большой опыт и в политике, и в бизнесе. Он из другого поколения управленцев, нежели его предшественники. В городской команде идут серьёзные изменения, и они, судя по всему, не завершены. Но главное – ситуация в городе под контролем, это ценно. Кстати, львиная доля проектов к юбилею Перми финансируется из краевого и федерального бюджетов», – говорит политолог Сергей Ильин.

Тандем союзников – так характеризует сложившиеся между краевой и городской властью взаимоотношения директор Центра избирательных технологий, политконсультант Людмила Ознобишина.

«Раньше прослеживалась иерархия властной вертикали, фактически городом управлял край. Сейчас городская власть, с одной стороны, находится на одной волне с краевой, но с другой – порой демонстрирует самостоятельное видение», – говорит Ознобишина.

Дмитрий Махонин является инициатором очень многих процессов, происходящих в городе. А на городском уровне власти поддерживают инициативы губернатора, воплощая идеи в конкретные объекты. Управленческий механизм, контролируемый со всех сторон, действует чётко – от проекта до воплощения.

На подготовку к 300-летию Перми город получил фантастическое финансирование.
На подготовку к 300-летию Перми город получил фантастическое финансирование. Фото: АиФ/ Иван Колобов

Ровнее, шире, длиннее

В каком-то смысле 2021 г. стал для Перми судьбоносным – городские власти  успешно завершили сразу несколько многолетних строек, в том числе дорожных. Завершили сложнейший многолетний проект реконструкции ул. Героев Хасана – здесь появилась широкая дорога с полноценным шестиполосным движением. Запустили движение по ул. Строителей. Изменился не только внешний вид южных ворот Перми. Их изнанку тоже привели в порядок: переустроили подземные коммуникации – газопроводы, ливневую канализацию и пр. 

Ремонт ул. Строителей проводили по заказу краевого управления дорог и транспорта. Этот объект краевой, но находится на территории Перми. Городские власти не раз выезжали на место вместе с депутатами и контролировали ход работ, чтобы жители могли начать передвигаться по привычным маршрутам как можно раньше. В результате четырёхполосное движение по ул. Строителей на участке от Куфонина до Желябова открыли по плану – в октябре.

Фото: Администрация города Перми

Вот-вот закончится строительство ул. Маршала Жукова. Этой улицы в городе не было, её построили с нуля. Уже завершили реконструкцию ул. Карпинского на участке от ул. Советской Армии до ул. Архитектора Свиязева – теперь здесь есть новая круговая развязка. А на ул. Революции появилась новая трамвайная линия – для города это грандиозное событие, ведь новых трамвайных веток в Перми не строили с 1970-х гг.

Доктор технических наук, профессор кафедры автомобильных дорог и мостов Пермского политеха Альберт Бургонутдинов рассказывает:

«В этом году произошла передача эстафеты от одного достойного мэра-строителя к другому – более молодому, энергичному. Город получает запланированное ранее финансирование по нацпроектам, поэтому у жителей Перми вскоре появится возможность пользоваться трассами, которые будут  соответствовать высоким требованиям по освещению, ровности покрытия и т. д. Финансирование проектов обеспечено. А качество мы оценим, когда строительство завершат. Знаю, что Алексей Дёмкин осенью выезжал на строящиеся объекты, смотрел, как идут работы. Есть пристальное внимание со стороны города. И оно необходимо. Наблюдают за строительством и краевой Минтранс, и общественники, и администрация Перми – все вносят  свой вклад, чтобы объекты были сданы в соответствии с договорами, заключенными с подрядчиками». 

Чтобы реализовать все эти масштабные проекты, потребовалось приложить много усилий. Но результат того стоит: пермяки видят, как на глазах преображается их город.

«Завершение знаковых для города дорожных проектов важно для жителей. Но не менее интересны эти изменения и возможным инвесторам. Известно, что они оценивают многие составляющие города: дороги, транспортную инфраструктуру, условия для организации бизнеса», – говорит экономист, доцент НИУ ВШЭ в Перми Елена Зуева.

Поставили «Точку»

Эффективно поработали в этом году городские власти и в сфере повышения доступности образования. В городе заработали новые детсады и школы. 

«Мы открыли четыре больших детских сада в разных районах города. Сейчас департамент образования принимает обращения по поводу оборудования этих детсадов и работы воспитателей и, если это необходимо, вносит корректировки. Открылась школа № 93 «Фотоника». Этот объект грозил стать проблемным. Пришлось сменить подрядчика, увеличить финансирование. В итоге мы получили современное здание, и 1 сентября дети начали учиться в нём. В начале года приняла учеников гимназия № 3 в Орджоникидзевском районе. Наконец завершилась история передачи в муниципальную собственность здания школы в ЖК «Арсенал». Начальные классы уже приступили к занятиям в новом корпусе. А жители близлежащих домов получили обещанную социальную инфраструктуру –  отремонтированные дороги», – рассказывает Алексей Дёмкин.

Фото: Администрация города Перми

Людмила Ознобишина считает, что решение проблемы доступности учреждений образования напрямую связано с тем, насколько горожане удовлетворены жизнью в городе.

«В этом году каждый месяц появлялись хорошие новости: строительство корпуса гимназии № 17, долгожданное открытие корпуса школы «Точка», ускорение строительства школы «Синтез» и др. Это внушает оптимизм. Образование – значительная часть городского бюджета. Это направление относится к ведению города, это его полномочия. Именно от политики городских властей будет зависеть качество образования, а значит, будущее Перми. Вопрос доступности образовательных учреждений – краеугольный. Переполненность классов повышает нагрузку на педагогов и снижает качество образовательного процесса. Микрорайоны города быстро разрастаются, поэтому от доступности учреждений образования зависит удовлетворенность горожан жизнью в городе и работой органов власти. Курс на создание новых школ взят. И это позитивный факт», – говорит политконсультант Людмила Ознобишина.

Изобретатель и педагог Раиль Галеев рассказывает, что не заметить изменения, которые происходят в школах, трудно:

«Мне, как педагогу, приятно видеть, как меняются учебные заведения.  Появились шикарные школы в Красных казармах и на Вышке-2. Я преподаю изобретательство во многих школах, и вижу – в них делают ремонт. Тут важно правильно выбрать подрядчика, чтобы он выполнил работы на совесть. Алексей Демкин – строитель. И относится к таким моментам профессионально».

У меня был повод лично убедиться в том, как работают власти Перми. В марте на площадке Торгово-промышленной палаты у нас возник вопрос к администрации. Мы хотели узнать, как муниципалитет планирует поддерживать детское техническое творчество. В первой половине апреля состоялась наша встреча с Алексеем Дёмкиным. Мы говорили о необходимости создания пермского экспертного сообщества, которое будет давать ценную информацию и поддерживать детей-изобретателей. И уже 21 мая мэр собрал первое совещание среди таких экспертов. Там были уважаемые люди. Мы поняли: нас слышат, на нас обращают внимание. Одобрил мэр и проект «300 детских изобретений к 300-летию Перми». Сейчас мы разрабатываем на площадке ТПП положение для этого фестиваля. Собрали около ста детских работ, которые будем рекомендовать для участия в нём.

Фото: Проектный офис «Пермь 300»

Проекты со знаком +

В этом году в Перми решился ещё один важный вопрос – размещение городской службы спасения. Теперь спасатели будут тренироваться в реконструированном просторном здании бывшей автобазы. Там для них созданы все условия: есть спортивный зал с тренажёрами, бассейн для погружения водолазов, теплодымокамера, многоуровневый скалодром.

Другой знаковый проект, который завершили в 2021 г. – это благоустройство набережной. Теперь пермская набережная обновлена на всём своём протяжении – от Речного вокзала до порта «Пермь». Сегодня это одна из лучших набережных страны и достойная огранка для Камы. Пермяки отмечают, что в городе появляется всё больше современных пространств, где можно приятно провести время.

«Набережная приобретает вид достойного общественного пространства, а в городе появилась тенденция к современному благоустройству. Хочется, чтобы качественные общественные пространства появлялись не только в центральной части города, но и при комплексной застройке осваиваемых территорий, – говорит общественник, координатор сообщества «Велосипедизация Перми» Александр Синявский. – Есть в городе и территории, которые необходимо возвращать к жизни. Считаю, что работать с ними надо осторожно, корректно выбирать их будущее назначение. Главное пожелание: чтобы город развивался сбалансированно, администрации необходимо консультироваться не только с профессиональными сообществами, но и с местными жителями. И делать это ещё на стадии разработки концепции. Тогда жители в итоге получат тот объект, который им нужен».

Благоустройство набережной – знаковый проект этого года.
Благоустройство набережной – знаковый проект этого года. Фото: Пресс-служба администрации Перми

Тариф в помощь

Были в этом году и непростые решения. Одно из них – городские власти вынуждены с января 2022 г. повысить тариф на проезд в общественном транспорте до 33 руб. Это решение было назревшей экономической необходимостью – во многих других городах-миллионниках России цены выше, чем тариф, установленный в Перми. При этом многие жители пользуются проездными, что позволяет им существенно снизить затраты на транспорт. В Перми городские власти тоже разработали новое тарифное меню. И в январе жители смогут покупать безлимитные проездные, цена которых будет ниже, чем сейчас, в среднем на 25 %. 

В Перми уже сегодня достаточно высокий уровень транспортного обслуживания, значительно обновлён подвижной состав общественного транспорта. И обновление его продолжится, в том числе благодаря повышению собираемости платежей.

Региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» Ирина Ермакова говорит, что жители Перми реагируют на проводимые транспортные реформы очень активно.

«Люди видят, что обновлён парк, автобусы стали чище, в салоне можно зарядить телефон, есть кондиционер и обогрев, транслируются социальные ролики, кондукторы вежливо относятся к пассажирам и выглядят опрятно. Всё это радует пассажиров. Они предлагают увеличить подвижной состав, чтобы сократить время ожидания автобусов. Некоторые пассажиры готовы заплатить даже 50 руб., если при этом им не придётся ждать транспорт, а ехать можно будет сидя», – говорит Ермакова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах