Сегодня уже всем ясно – деньги жильцов, предназначенные для оплаты услуг теплоэнергетиков, жилищные управляющие компании зачастую направляют не по назначению. Эта тема сейчас активно обсуждается на федеральном уровне. И Пермь не является исключением.
В ООО «Пермская сетевая компания» (ПСК), поставляющей более половины всего тепла в краевом центре, отмечают, что самая острая ситуация складывается с управляющими компаниями, входящими в объединение «Развитие территорий Урала» (РТУ): к зиме не подготовлен каждый одиннадцатый дом, обслуживаемый ими.
В договоре и в реальности
Так, в Ленинском районе промывка теплосистем проведена лишь в восьми домах из 182-х, управляемых жилищной управляющей компанией «Пермская модель комфорта». УК «Мой дом» в Свердловском районе не провела гидравлические испытания 67 узлов учёта тепла в 189-ти обслуживаемых домах. УК «Пермский мастер комфорта» в 62-х домах Мотовилихи опрессовала чуть больше 66 процентов водоподогревателей ГВС и 65 - узлов учёта. В тревожный список входит УК «Лидер», которая как нужно подготовила к ОЗП только 19 из обслуживаемых узлов учёта в 37-ми домах Свердловского района. Ей принадлежит печальное лидерство и в опрессовках: они выполнены только на половине более чем десяти ремонтируемых водоподогревателей ГВС.
Среди долго запрягающих и жилищная управляющая компания «Вектор-Эко» (работает в ста домах Мотовилихинского района): на её совести – не проведённые подготовительные мероприятия для 32 водоподогревателей ГВС и почти 39 неопрессованных узлов учета.
В зданиях, обслуживаемых членами РТУ, часты такие нарушения, как отсутствие изоляции на бойлерах горячего водоснабжения и манометров на внутридомовых трубах, а также неисправности запорной арматуры. А ведь в соответствии с действующим законодательством именно жилищные управляющие компании обязаны готовить внутридомовые системы теплоснабжения к ОЗП. В Пермской сетевой компании считают, что «домоуправленцы» игнорируют закон и безответственно подходят к этим важным и необходимым мероприятиям.
Например, жилищные УК нередко не обращают внимания на требования теплоэнергетиков о промывке систем отопления домов. Что в результате? Неподготовленные коммуникации не пропускают тепло в достаточном объёме, нагреватели не отдают необходимое количество теплоэнергии: оплаченная жителями, она фактически возвращается обратно в трубы. О какой же энергоэффективности со стороны УК может тогда идти речь?!
Меж тем, согласно утверждённым стандартам, тепло в жилой дом может быть подано только после получения акта готовности, подписанного представителем энергоснабжающей организации. Согласно п.6.2.8 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», энергоснабжающая организация имеет право участвовать в приёмке тепловых сетей зданий и выдавать для каждого акт готовности.
Суд да дело
Сами энергетики сейчас настойчиво готовятся к ОЗП и уже переложили многие участки изношенных теплосетей. Сегодня можно сказать, что свою часть работы – «до дома» - они уже почти выполнили. Однако их усилия могут пропасть даром из-за того, что УК практически не перечисляют им средства населения за услуги теплоэнергетических предприятий. Истинными лидерами здесь стали компании РТУ: на них приходится около трети долгов всех УК Перми. Всего с начала года задолженность членов РТУ перед теплоэнегетиками выросла более чем на 266 миллионов рублей и на 1 августа 2010-го составила один миллиард 178 миллионов рублей.
И вот что любопытно: наряду с ростом суммарного долга увеличивается и число участников ассоциации. Если в 2009 году в неё входили 15 организаций, то в этом году к ним добавились ещё четыре УК: «Мой дом», «ЖЭК», «КвадратСтройСервис» и «Наш микрорайон». При этом тенденции к снижению долгов ни новички, ни старожилы РТУ не проявляют. Так, «Мой дом» в первом полугодии 2010-го накопил 29,8 млн рублей долга за поставленный коммунальный ресурс: общая сумма сейчас - 111,3 млн. В числе лидеров по долгам - «Пермская модель комфорта»: 140,3 млн., рост с начала года - 29,3 млн.
УК «Вектор-Эко» за полгода увеличила свой долг перед теплоэнергетиками с 17,3 млн рублей до 25,6 млн. На 7,7 млн вырос и долг УК «Лидер»: с 27,8 млн до 35,5.
Такие огромные долги, конечно же, ощутимо тормозят подготовку теплоэнергетиков к ОЗП. Они не могут в нужном объёме и в требуемые сроки выполнять ремонтные кампании, полноценно рассчитываться с поставщиками энергоресурсов.
Чем же мотивируют управляющие компании невыполнение своих обязательств по оплате? Все претензии в ПСК, выдвигаемые РТУ, о якобы разных подходах в определении стоимости тепла оказались несостоятельными: суды в определении объёма
задолженности уверенно встали на сторону теплоэнергетиков. И это понятно: расчёты идут по нормативам.
И вот что удивительно: на все эти тяжбы в судах (подчеркну: абсолютно бесполезные!) РТУ, не глядя, тратит деньги из взносов самих жильцов домов. А ведь на эти средства можно было бы благоустроить дворовые территории, выполнить такой необходимый зданиям ремонт, да и к зиме, кстати, как следует подготовиться.
Вот и получается, что УК подставляют своих жильцов, исправно платящих за услуги теплоэнергетиков. Выход здесь, на мой взгляд, один: жильцы должны проявить гражданскую позицию и выбирать для своих домов добросовестных управляющих компаний: имеющих опыт работы в этом бизнесе, думающих об интересах людей и выстраивающих эффективное взаимодействие с поставщиками энергоресурсов.
Жильцы могут проявить гражданскую позицию и выбрать для своих домов добросовестную управляющую компанию: имеющую опыт работы в этом бизнесе, думающую об интересах людей и выстраивающую эффективное взаимодействие с поставщиками энергоресурсов.