Примерное время чтения: 8 минут
901

«Бешеный» автобус задавил веру в справедливость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Прикамье 25/05/2011

История с «бешеным» автобусом, протаранившим на своём пути двадцать автомобилей, прославила Пермь на всю страну.  Жителям краевого центра было откровенно стыдно за тот имидж «столицы катастроф», который сложился у Перми. Но ещё более стыдно за родной город сейчас, когда на всю страну он прогремел как столица правового беспредела.

Жертвы «бешеного» автобуса не получили компенсации за свои искорёженные автомобили. Суд освободил от ответственности владельца неисправного автобуса. Более того, потерпевшие обязаны… компенсировать судебные издержки своего обидчика. А страховая компания, выплатившая пострадавшим владельцам автомобилей копеечные компенсации на общую сумму 160 тыс. рублей, теперь имеет право потребовать деньги назад. Ведь вдруг оказалось, что «страховой случай не наступил».

МОНСТ БЕЗ ТОРМОЗОВ

19 октября 2009 года автобус 67-го маршрута пронёсся шаром от боулинга по Комсомольскому проспекту, сбивая всё на своём пути. Пассажиры на ходу выпрыгивали из окна. Чудом увернулся из-под колёс пешеход, переходивший дорогу на зелёный свет. Десятитонная громадина, у которой  заклинило педаль газа, остановилась в нескольких метрах от памятника Николаю Чудотворцу, уткнувшись в бордюр. Амортизатором послужила «Тойота-королла», расплющенная всмятку. В конце пути она загорелась, её водителя извлекли в бессознательном состоянии.

В общей сложности получили травмы двенадцать человек. И только по счастливейшей случайности не оказалось погибших. Экспертиза ГУВД по Пермскому краю показала, что у «взбесившегося» автобуса не было ни одного узла или агрегата в мало-мальски рабочем состоянии: найдены неисправности тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, топливной системы. Вывод государственного эксперта однозначен:  «Установленные в ходе осмотра неисправности произошли до ДТП и являются следствием некачественного ремонта и обслуживания транспортного средства».

РАЗРЕШЕНИЕ НА УБИЙСТВО

По горячим следам ГИБДД Кировского района проводит обследование  предприятия «ИП Караев» - владельца неисправного автобуса. Выявлены вопиющие факты: «контроль со стороны предприятия за работой водителей осуществляется формально», «кроме переносной лампы и молотка, отсутствуют иные технические приспособления проверки исправности транспортных средств».  Кроме того, обнаружены улики контрафактной сборки. Возбуждено уголовное дело по признакам подделки идентификационных номеров узлов и агрегатов «бешеного» автобуса.

И что же, судебные и исполнительные органы бросились наводить порядок, оградили город от бесчинств недобросовестного перевозчика? Не тут-то было. Г-н  Караев оправдан, его транспортная империя  ширится. Уголовное дело о контрафакте замято. В апреле нынешнего года автобус маршрута № 20 (он также принадлежит Караеву) насмерть задавил пешехода на остановке. Чуть позже автобус того же маршрута, вновь принадлежащий Караеву, врезался в дорожный пылесос - пострадали шесть человек.

Трагикомичным фарсом в этой ситуации выглядят решения Свердловского, Кировского и Пермского краевого судов по искам пострадавших от  «бешеного» автобуса. Ответчик не растерялся: предоставил документы, по которым «взбесившееся» транспортное средство за три дня до происшествия якобы сдано в аренду  некоему ООО «Турист-автотранс». А поскольку арендатор оказался банкротом,  не владеющий никаким имуществом, то не может рассчитаться с потерпевшими.

Суд не смутил тот факт, что налицо все признаки подставной фирмы: многомиллионные задолженности по выплатам в бюджет и исполнительным листам; к тому же  директором этого предприятия, а также кассиром, бухгалтером, инженером по кадрам и безопасности  является одно и то же лицо. (Как правило, в подобных теневых структурах это пенсионер или психически нездоровый человек, с которого ничего не возьмёшь.)

Кассационное определение суда отражает только позицию Караева. Все остальные доказательства странным образом куда-то исчезли. Между тем истцами была предоставлена обширная доказательная база о мнимости сделки по аренде автобуса. На момент ДТП и путевой лист, и полис  ОСАГО были выданы на имя Караева. То, что автобус был в автопарке Караева, подтверждается актом проверки ГИБДД УВД Перми, справкой о ДПТ из ГИБДД, документами о выплатах страховой компании. Во время проверки ГИБДД по горячим следам зафиксировано, что водитель Волобуев работал именно в ЧП «Караев», проходил стажировку под руководством инструктора, - это закреплено приказом по предприятию. Но буквально через неделю «очень вовремя» проводит свою проверку Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН). И делает совсем другие выводы: оказывается, водитель Волобуев работает в ООО «Турист-автотранс» и вовсе  не проходил положенную стажировку, на него не были выписаны путевые листы. Чудеса да и только! Путевой лист и приказ о стажировке сначала были, но потом таинственным образом «испарились». Суд на эти противоречия предпочитает закрыть глаза.

А ВОТ И СТРЕЛОЧНИК

Между тем заявление о приёме на работу Волобуева очень смахивает на фальшивку: в «шапке» даже нет названия организации, в которую устраивается этот водитель. Забыто и прежнее признание Волобуева в том, что он работает в ИП «Караев».

Суд не замечает очевидного. Вместе с договором аренды автобуса между ИП «Караев» и ООО «Турист-автотранс» заключено ещё одно соглашение - о предоставлении услуг по стоянке, техническому обслуживанию,  техническому контролю и ремонту этого транспортного средства. По сути, автобус не выбывал из владения Караева. Как удобно иметь фиктивную фирму, на которую можно «повесить всех собак»! Своим решением суд фактически узаконил относительно недорогую схему ухода от налогов, перекладывания ответственности в случае ДТП, ненадлежащее содержание транспортного средства.

Решением арбитражного суда виновным в происшествии с «бешеным» автобусом был признан… водитель Волобуев. Получается, именно он за три дня довёл переданный арендаторам «исправный» автобус до устрашающего состояния. Волобуев лишён водительских прав на полтора года. Этим инцидент исчерпан. 

- Вы не заметили, что везде, где у нас случается катастрофа, звучит слово аренда? - спрашивает один из пострадавших от  автобуса-боулинга, Илья Изотов. - Арендованы  были и «Боинг», и кафе «Хромая лошадь», и горе-автобус. Нужно ли нам инвестировать бюджетные средства в суперсовременные камеры слежения на дирижаблях, если решить вопрос в пользу недобросовестного владельца можно элементарно - при помощи договора аренды? Может, лучше на эти средства закупить каски и бронежилеты, чтобы народ защищал себя сам, поскольку соответствующие органы этого сделать не могут?

Пострадавшие автомобилисты обращают внимание на то, что органы, регулирующие деятельность перевозчиков (в частности - УГАДН), «намеренно или случайно закрывают глаза на то, что лицензионные карточки получают так называемые автобусы-конструкторы, собранные из запчастей в «левых» центрах, проходящие по документам, выданным на давно списанные машины». Стоит ли удивляться росту количества аварий  «по вине водителей общественного транспорта»? Версию о том, что в подобных ДТП виноваты чиновники, извлекающие выгоду из транспортного бизнеса, высказывал и губернатор Олег Чиркунов.

Если надзорные и судебные органы создадут опасный прецедент ухода от ответственности недобросовестных перевозчиков, на месте пострадавших от «взбесившегося» автобуса может оказаться каждый житель Перми.

КСТАТИ

В 2010 году в Пермском крае по вине водителей общественного транспорта произошло 59 ДТП, в которых погибли 3 и получили травмы 75 человек. Для сравнения: в 2009 году по той же причине произошло 47 ДТП, в них погибли 2 человека и 66 получили травмы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах