Ещё бы, после Гражданской войны в здании поочерёдно квартировали медицинский факультет ПГУ, гостиница и ресторан «Урал», потом службы Камского речного пароходства. Мимо строения на Монастырской (ныне - улица Орджоникидзе) десятилетиями катят машины, троллейбусы, автобусы, идут на набережную Камы и обратно праздно
гуляющие горожане, торопятся на электричку приезжие. А тут - на тебе: 25 мая около пяти вечера в ходе реставрационных работ в стене Дома Мешкова обнаружен ржавый неразорвавшийся головной взрыватель артиллерийского снаряда калибра 76,2 мм. И это - после официального открытия музея по новому месту прописки, после первых детских экскурсий, после презентации с губернаторским участием! Зато уже извлечённый сапёрами ОМОНа и увезённый в кузове самосвала с песком на полигон снаряд шарахнул там, говорят, вполне основательно.
Поневоле поверишь в счастливую планиду родного города, 90 лет прожившего с таким опасным осколком прошлого в своём организме, но так нечаянно и благополучно излечившегося.
Судя по калибру снаряда, выпущен он был либо из 76-миллиметрового дивизионного орудия образца 1902 года, легендарной «трёхдюймовки» (76,2 мм = 3 дюйма), либо из зенитной пушки Лендера того же калибра и образца 1915-го. Но зениток в тот период даже в Европе имелось относительно мало, а вот «трёхдюймовка» поистине царствовала на полях сражений Русской армии и, соответственно, в боях Гражданской войны тем более. В том же, что данный головной взрыватель на исходе декабря 1918-го (при обстреле белыми Дома Мешкова, где размещался штаб красной 3-й армии) не сработал, а просто застрял в стене, нет ничего удивительного: скорее всего, это объясняется её многослойностью - «кирпич - лиственница - кирпич». Да и случай, в принципе, не единичен для городов, опалённых той отечественной междоусобицей. Удивительно другое: как за век без малого ни один из обслуживавших здание слесарей, плотников и прочей обслуги не угодил по снаряду, вбивая, скажем, гвоздь?
Юрий ТОКРАНОВ
На снимке: Легендарная «трёхдюймовка».
Кстати
В СЕРЕДИНЕ июня начнутся поиски в Перми останков Михаила Романова, последнего русского царя, правившего десять часов и отрёкшегося в пользу Учредительного собрания. Михаил, брат Николая II, был расстрелян по решению местной ЧК то ли на Соликамском тракте возле современного Чапаевского, то ли в Запруде 91 год назад. Экспедиция получила благословение епископа Пермского и Соликамского Иринарха и Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Ювеналия. В работе примут участие эксперты Следственного комитета при прокуратуре РФ, сотрудники Пермского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также специалисты-историки из Москвы.