920

Дороги, которые убивают. Почему мы живём в краю разбитых автомагистралей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Прикамье 22/03/2016
Елена Чекина / АиФ

На днях отличился популярный певец и музыкант Рома Зверь, который ехал из Ижевска на концерт в Пермь.

В своём «Инстаграме» он опубликовал фотографию роскошного пейзажа, подписав снимок таким образом: «По дороге из Ижевска в Пермь. Дорога, правда, убитая, но пейзаж смягчает отсутствие асфальта».

Впрочем, мы и без Зверя прекрасно знаем, что в наших районах и жилых массивах с дорогами всё давно не гладко и далеко не красиво.

Тихий ужас

Каждое второе ДТП в Прикамье происходит в том числе из-за плохих дорог.

«За первые два месяца в крае произошло 476 ДТП, из них в двухстах шестидесяти восьми (это 56%. - Авт.) случаях сопутствующей причиной стало плохое состояние дорожно-уличной сети. Из-за ненормативных дорог погибли 18 человек, 387 жителей получили различные травмы. Мы уже давно говорим, что состояние автотрасс в Прикамье за последние годы заметно ухудшилось. Общая протяжённость дорог в нашем регионе равна 25,5 тыс. км. Из них более 21 тыс. (86%) - это трассы местного значения. Из них 11 тыс. км не отвечают нормам», - рассказывает Олег ЧУРКИН, начальник краевого УГИБДД.

Получается, что в нашем крае больше половины местных автомагистралей (то есть нефедеральных трасс) находится в плачевном или даже убитом состоянии. По словам Чуркина, не выдерживают критики автодороги, проходящие по территории Чусового, Чайковского, Александровска, Кизела. Много нареканий к объездной трассе Краснокамска.

«По проблемным дорогам в глубинке стараемся взыскивать с глав администраций, их заместителей.

За два месяца этого года наши сотрудники выдали 2128 предписаний должностным и юридическим лицам, ответственным за содержание улично-дорожной сети. За их невыполнение уже составили свыше 100 административных протоколов. В прокуратуру направили более 30 писем о бездействии «владельцев» дорог», - добавляет Олег Чуркин.

Крайняя мера - ГИБДД может закрыть дорогу, как это сделали минувшей зимой в Осинском районе. На очереди - дорога на горнолыжный спорткомплекс Такман в Чусовом.

«Подъём на Такман - это просто тихий ужас! Чусовой, пожалуй, самый худший город по содержанию дорог», - говорит Чуркин. 

Кстати, такая активность и откровенность начальника ГИБДД очень не по нраву некоторым должностным лицам. Об этом на пленарном заседании Заксобрания 17 марта рассказал Виктор КОШЕЛЕВ, начальник ГУ МВД России по Пермскому краю.

 «Ему (Чуркину. – Авт.) уже угрозы поступают из-за того, что много информации даёт о плохих дорогах. В ближайшие дни разберёмся с этим. И подскажем ответственным лицам, что не нужно звонить и угрожать полковнику, руководителю краевого ГИБДД, а лучше заняться ремонтом дорог», – добавил начальник краевого главка, не раскрывая, конечно, имён.

Гаранты-банкроты

Но что говорить о местных дорогах в провинции и депрессивных районах, когда в самом экономически благополучном краевом центре с ними беда. Дорожная ситуация в Перми в этом смысле весьма показательна и наглядна. Пермские ямы, выбоины и колеи нынче не ругает только ленивый.

«Больше 20 лет работаю таксистом, но такого ужасного состояния дорог, как этой весной, не припомню», – говорит таксист Игорь Терёхин.

В МКУ «Пермблагоустройство», специалисты которого проводят обследования пермских магистралей, уверяют, что в целом все гарантийные дороги (их 72) сегодня имеют удовлетворительный результат.

«Общая площадь дефектов на таких дорогах не превышает 2%. Дороги, которые отремонтировали в 2013-2015 гг., находятся в нормативном состоянии и не требуют текущего ремонта. Нарекания пермяков вызывают дороги, которые действительно давно не ремонтировались, и у них вышел межремонтный срок», – говорит Матвей ЧУВАШОВ, главный инженер МКУ «Пермблагоустройство».

Примечательно, что из 72 гарантийных объектов почти 30 дорог в 2011-2012 гг. капитально ремонтировали компании, которые уже обанкротились. Это OOO «Векстрой», КТ «Пермская ДПМК», ООО «Альянс АиО». Причём эти компании отремонтировали немало центральных улиц краевой столицы. Как известно, гарантия действует пять лет. И теперь получается, что эти магистрали остались ничейными. Как обещают городские власти, если здесь потребуется текущий ремонт, то его будут выполнять районные учреждения благоустройства.

Дальше - хуже?

В администрации Перми сетуют на многолетний недоремонт пермских дорог. По словам Анатолия ДАШКЕВИЧА, начальника управления внешнего благоустройства администрации Перми, даже в экономически благополучные годы дороги у нас не ремонтировали в том объёме, который необходим.

«За год изнашивается 1-2,5 см верхнего слоя дорожного полотна, и его нужно планомерно менять. Если пропускаем нормативный срок ремонта, дорога начинает разрушаться. Если во времена СССР в Перми каждый год ремонтировали и реконструировали по 2 млн кв. м дорог, то в 2010-е дорожный ремонт не проводился в нужных объёмах. Ежегодно требуется ремонтировать минимум 1 млн кв. м. Разница между показателями - это так называемый недоремонт. Он растёт с каждым годом и сейчас составляет 3-4 млн квадратов», - признаётся Дашкевич.

Так, за последние 10 лет в Перми только в 2012 г. отремонтировали более миллиона квадратных метров дорог (1,3 млн кв. м). В прошлом году этот показатель был 730 тыс. кв. м.

И пермяки должны быть готовы к тому, что дороги могут стать ещё хуже. Если в 2014 г. нормативам соответствовали 59%, то в прошлом - уже только 38,5%. По планам в 2016 г. этот показатель будет 36,5%, в 2018-м - и вовсе 24,2%. Такие цифры прописаны в документе «Значение целевых показателей деятельности администрации Перми на 2016-й и плановый период 2017 и 2018 гг.».

Его в конце прошлого года утвердили депутаты гордумы.

Добавьте к этому действительно непростые климатические и геодезические условия и не всегда добросовестных подрядчиков. Вот и получается, что тех денег, которые тратят на дорожное хозяйство, едва хватает на поддержание штанов. По подсчётам, чтобы единовременно отремонтировать все дороги в Перми, нужно порядка 20 млрд руб. А это почти годовой бюджет краевой столицы. 

Скупой платит дважды

Борис ЮШКОВ, кандидат технических наук, зав. кафедрой «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ:

«Моё убеждение - нам нужны региональные нормативы на проектирование и строительство автодорог. Почему-то в Санкт-Петербурге и Казани они есть, а у нас нет. Хотя в Прикамье достаточно непростые грунты и климатические условия. И региональные нормативы учитывали бы эти и другие моменты. Приведу простой пример: у строителей есть понятие «снеговой нагрузки», и в Пермском крае она самая высокая в России. Наши строители вынуждены учитывать этот факт при проектировании и возведении зданий.

У нас большинство дорог построили ещё по старым СНИПам 1985 г. За это время в десятки раз выросло число автомобилей. Тогда нагрузка на ось грузовых автомобилей была максимум 5 т. Редко когда больше. Сегодня же по «старым» дорогам ездят фуры с нагрузкой 20 т.

И эти изменения тоже нужно учесть в региональных нормативах. Мы ещё 10 лет назад предлагали Николаю Бухвалову (тогдашнему главе администрации губернатора. - Авт.) заказать у нас их разработку. Он сказал: «Делайте, а я, может быть, потом вам оплачу эту работу». Конечно, мы не стали работать на таких условиях.

Были бы региональные нормативы, не получали бы таких головомоек, как на краснокамской объездной дороге, где проблемы возникли из-за некачественной выторфовки. Налицо ошибки при проектировании и строительстве.

Да, региональные нормативы приведут к удорожанию строительства дорог. Но затраченные средства с лихвой окупятся. Не надо будет тратиться на постоянные ремонты. Ведь скупой платит дважды. Лет пятнадцать назад немцы строили дорогу к заводу сухих смесей в Кунгурском районе, так они полностью убрали старую трассу и сделали двухметровую подушку (наши дорожники, дай бог, один метр делают) из щебня и гравия, на которую положили асфальт. Когда их спросили: «Зачем?», они ответили: «Мы не собираемся ремонтировать эту дорогу каждый год». И это правильный подход. Впрочем, кому-то выгодно постоянно ремонтировать дороги. Вот и получается, что они тают вместе со снегом. А потом их латают… с помощью кирпичей. У меня это вообще в голове не укладывается. Наши студенты из Екатеринбурга смеются над Пермью: «По числу дорог, где ямы засыпают кирпичом, ваш город можно в Книгу рекордов России уже заносить!»

Где отказы?

Антон УДАЛЬЁВ, и. о. руководителя УФАС по Пермскому краю:

«В прошлые годы в Перми с дорогами всё не было настолько плохо, как в этом сезоне. А почему? Может, потому что 3-летние контракты на содержание дорог заканчиваются, есть ли смысл хорошо работать по таким договорам? Налицо недобросовестное исполнение контрактов. Но ни одного отказа со стороны заказчика (т. е. городских властей. - Авт.) по этим договорам не было. Мы понимаем, что если бы кто-то действовал жёстче и принимал меры, которые прописаны в действующих контрактах, наверное, ситуация не достигла бы критического уровня.

Убеждён, что в новых 3-летних контрактах, которые будут заключать в этом году, нужно лучше проработать эти вопросы. В частности, прописать конкретные условия, при которых заказчик сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если подрядчики плохо выполняют работы по ремонту и содержанию дорог».

Что делать, если попали в ДТП из-за плохой трассы?

По закону автовладельцы имеют право на компенсацию ущерба из-за состояния дороги (ст. 1064 ГК): вред, причинённый личности или имуществу гражданина (юридического лица), подлежит возмещению в полном объёме теми, кто его причинил.

Рекомендации Генпрокуратуры РФ, если вы попали в ДТП из-за плохого состояния дорожного полотна:

  • остановить транспорт, включить сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, сообщить в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев, дождаться ГИБДД;
  • снять на фотоаппарат повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь (желательно с привязкой к местности), наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость;
  • внимательно изучить правильность и объективность оформления документов инспекторами (справка о ДТП, схема, протокол и др.), размеры просадки проезжей части, её расположение на проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспорта относительно границ дороги;
  • провести независимую экспертизу (чтобы обосновать размер ущерба);
  • определить виновника ДТП (исполнитель проекта или исполнитель работ, ответственный за содержание дороги);
  • собрав документы, обратиться в суд с иском о возмещении ущерба от ДТП (за защитой нарушенных прав стоит обратиться в прокуратуру).

Примечание:

  1. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 см, глубине - 5 см.
  2. не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, решётки ливнёвки - 3 см, верха рельса - 2 см, возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на ж/д-переездах - 3 см, глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства - 4 см.

Кстати

Как показывает практика, если вы попали в ДТП из-за плохой дороги, возместить полученный ущерб с подрядчика или муниципалитета вполне реально. Так, недавно суд обязал компанию «Пермавтодор» выплатить 365 тыс. руб. прикамцу, который на своей машине «Тойота Королла» допустил наезд на «Пежо Боксер». Как показала экспертиза, технической причиной ДТП стала большая выбоина на дороге, из-за которой водитель не сумел предотвратить столкновение.

Другой пермяк, который угодил в ДТП из-за плохо убранной дороги, отсудил у компании «Уралмостострой» 147 тыс. руб. Авария произошла в конце ноября 2014 г.: на 49 км обхода Перми столкнулись две машины. Сотрудники ГИБДД указали в акте, что причиной ДТП стало ненадлежащее состояние дороги - сугроб на средних полосах движения в сторону Березников длиной 17,6 м, шириной - 4,3 м.

«Мы всегда советуем владельцам, чьи машины попали в ДТП или получили повреждения из-за ненадлежащего состояния дороги, обращаться в суд. Да, это длительный процесс, который может занять от 2 до 5 месяцев. Но бесследно для «владельца» дороги всё равно не пройдёт, - говорит Олег Чуркин».

Мнение эксперта

Может, из бетона?

Михаил ЯКИМОВ, директор Института транспортного планирования общественной организации «Российская академия транспорта»:

«Нередко слышу: «Почему бы у нас не строить дороги из бетона, как это делают в США?» Но наш край находится на дне бывшего Пермского моря. Как следствие: в Прикамье преобладают песчаники, суглинки и торфяники. Бетонные основания, которые используют в Африке, Северной и Южной Америках нам не подходят. Они разрушатся под собственным весом на больших перегонах. Поэтому у нас при строительстве дорог торфяники и суглинки выбирают и заполняют ПГС и щебнем, на которые затем укладывают асфальт. И здесь очень важна правильная гидроизоляция и ливневая канализация. Иначе при резких перепадах температур асфальт может разрушиться в пыль за 15-20 циклов. Что мы и видим в Перми.

Другой момент - долговечность дорожного полотна также сильно зависит от качества битума, который используется для связывания всех компонентов асфальтовой смеси. К сожалению, в нашей стране госстандарты к параметрам битумов находятся в широком диапазоне. Их можно конкретизировать и ужесточить, чтобы при строительстве дорог применяли  битумы с высоким содержанием фракции летучих углеводородов. Но это приведёт к удорожанию. Готовы ли у нас пойти на это, когда денег на дорожные фонды и так не хватает?

У нас есть дорожники, которые владеют современными технологиями строительства. Но вот беда: страна у нас большая и протяжённая. Давайте сравним, например, Нидерланды и Россию. Понятно, что бюджетная обеспеченность одного квадратного метра дороги у голландцев намного выше, чем у нас. Возьмите нашу Пермь, площадь которой почти 800 кв. км! Вот и строим и содержим дороги по старинке».  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах