«МЫ поражены беззаконием, которое позволяет себе администрация центральной районной больницы. Поэтому считаем, что Вы, как работодатель, долж-ны покончить с этим и уволить главного врача. Иначе мы, жители Косинского района, начнём процесс по вынесению недоверия главе администрации, то есть Вам!»
ТАК заканчивается письмо, адресованное главе Косинского района Юрию Чугаеву. Под ним подписались
46 человек. «Гуляют» по району, а также по СМИ, и другие письма. Например, анонимка, в которой описаны случаи халатности («забытая врачом хирургическая перчатка в брюшной полости») и грубости врачей, якобы имевшие место в Косинской больнице в послед-ние годы. Оптимизация в
местной больнице и, как следствие, локальный конфликт между главным врачом Николаем Ончуковым и медсёстрами грозит перерасти в ЧП районного масштаба, точнее, в импичмент главе муниципалитета. В общем, нашла в Косинском районе коса на камень.
Инфекция и дети в «одном флаконе»
- МЫ боимся. Имена-фамилии не скажем. И не надо нас фотографировать! - огорошили меня опальные медсёстры прямо с порога Косин-ской районной библиотеки, где у нас была назначена встреча. Недовольство главным врачом больницы, по их словам, зрело давно. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала реорганизация больницы, которую Ончуков провёл в конце прошлого года.
распоряжение главы района от 16.03.07 г. №61 «Об оптимизации в здравоохранении (сокращение штатов)» послужило основанием для приказа №51 главврача от 29.10.08 «О сокращении и оптимизации», в результате которого в ЦРБ с начала этого года было сокращено 38,5 ставки и создано два соматических (объединённых) отделения. Терапию перевели в хирургический корпус, тем самым объединив с хирургией и гинекологией и получив отделение на 26 коек. Детское отделение соединили с инфекционным (правда, оставив их в прежних зданиях). В результате реорганизации сократили 37 медсестёр, из них 20 приняли во вновь созданные соматические отделения. Остальные Новый год встретили безработными. Стоит ли говорить, что потерять работу в депрессивном и дотационном районе - трагедия? Четыре совхоза канули в Лету - обанкрочены. Бюджетная сфера, торговля и пилорамы… Выбор занятий и работы здесь, мягко говоря, невелик.
Четырнадцать медсестёр обратились в суд. В ходе разбирательств пять отказались от исков, три пошли на мировое соглашение. Шесть человек выиграли суды, которые обязали восстановить их на работе.
Жертвы сокращения?
ПРИВОЖУ малую толику претензий и обид, о которых при встрече охотно поведали мне медсёстры.
- Нам твердят об экономии средств. Зачем тогда сначала всех уволили, выплатив выходное пособие, а потом часть из них приняли на работу? Теперь добавились ещё судебные издержки. Почему под сокращение попали в первую очередь мать-одиночка и опекуны, а не пенсионеры?
- Оставили одну дежурную медсестру на детское и инфекционное отделения. Она вынуждена бегать из одного здания в другое. Где гарантия, что она не занесёт в детское отделение инфекцию, что с ребятами, оставшимися без надзора, не случится какой-нибудь беды?
- Дежурных врачей часто не бывает на месте: порой их приходится искать полдня. Тот же главврач Ончуков, сидя на берегу реки на рыбалке, получает за дежурства на дому. Хороших врачей выживают из больницы…
Печальная арифметика
ПЕРЕСКАЗЫВАЮ обвинения медсестёр главе больницы, заодно демонстрирую пришедшее в нашу редакцию анонимное письмо со «страшными» фактами. Николай Ончуков в ответ категоричен: «Ложь!» Что же касается реорганизации больницы и сокращения штатов, то это, по мнению главы района и руководителя больницы, неизбежный процесс.
- Когда-то в нашем районе проживало свыше 13 тысяч человек. В больнице было
135 коек, обслуживающий персонал, включая ФАПы, составлял порядка 250 человек. Сегодня численность населения - 7904 человека. Согласно подушевым нормативам, в больнице оставили 45 коек на пять отделений. В 2008 году их обслуживали 227 человек. Очевидно, что при убыли населения и сокращении коек количество работников больницы не может оставаться прежним, - такой невесёлый арифметический пасьянс раскладывает Юрий Чугаев, до избрания главой района, к слову, трудившийся врачом в этой же больнице. - Второй важный момент: сегодня мы работаем в системе ОМС, и на зарплату персоналу и прочие расходы больницы зарабатывает врач. По простым расчётам, на одного врача должно приходиться два-три человека, чтобы хватало на зарплату, налоги, медикаменты и т. д. Проверки по линии ФОМС показали, что в нашей больнице среднего и младшего медицинского персонала в полтора раза больше положенного. С другой стороны, чтобы сегодня районная больница полноценно функционировала, необходим определённый перечень лицензирования отделений. Вот почему мы пошли на сокращение медсестёр и объединение малокомплектных отделений.
«Ставок не было!»
- ДА, мы проиграли шесть дел в суде, потому что не предложили всем уволенным медсёстрам и санитаркам вакантные должности. Но после сокращения у нас оставалось только 20 ставок. Больше вакансий, исходя из существующих нормативов, не было. Поэтому другим медсёстрам мы ничего не могли предложить. В первую очередь приняли на работу в соматические отделения тех, у кого двое и более детей. И суд, кстати, этот момент не оспорил, - рассказывает Николай Ончуков. - От нас «сверху» требуют «жить по средствам»! Как вы знаете, оптимизация в сфере здравоохранения началась в 2000 году. Мы уже закрыли в районе две участковые больницы, четыре ФАПа. До последнего момента не трогали отделения, но к 2010 году нужно всё привести к нормативу. Сегодня у нас заняты 172 ставки, по нормативу должно быть 159. Да, сокращения неприятны. Но они неизбежны! В следующем году, вполне возможно, придётся сокращать ещё семь коек в хирургии и терапии, которые на этот год удалось отстоять. Лично доказывал министру Рыжакову (теперь уже бывшему - ред.), что не надо их убирать.
Конфликт продолжается
НИКОЛАЙ Ончуков убеждён, что сокращение персонала не сказалось на качестве обслуживания. Много споров вызвало его решение убрать после объединения хирургического и терапевтического отделений круглосуточный пост, в результате чего санитарки работают только днём, а на ночь остаётся одна медсестра. Однако за три месяца в это соматическое отделение ночью поступило всего шесть экстренных больных. Санитарку пришлось вызывать лишь в одном случае. Кстати, 19 марта Косинский районный суд отклонил иск медсестры Веры Карпович о восстановлении здесь круглосуточного поста. На этой неделе пройдут ещё суды, истцами в которых выступают опять-таки медсёстры районной больницы.
На этот раз - по вопросу о выплате за сверхурочную работу. Так что ставить точку в косинской междоусобице, разгоревшейся в результате оптимизации, рано.